НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)



Декоративная отделка индивидуальных домов. Шепелев А. М. — 1992 г.

Александр Михайлович Шепелев

ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОМОВ

*** 1992 ***


DjVu


<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

ФPAГMEHT КНИГИ (...) Резьба бывает простая и сложная. В любом случае сначала необходимо изготовить первую деталь, которая будет служить шаблоном или трафаретом. Она должна быть выполнена особенно тщательно и хорошо зачищена. Вместо деревянного трафарета может быть картонный, фанерный и др. Трафарет прикладывают к заготовке, обводят по его контуру простым карандашом, оставляя риски, по которым и выполняют пропильную или другую резьбу.
      В какой последовательности вырезать ту или другую деталь, каждый резчик решает по-своему.
      Обычно такую резьбу не зачищают расшпилями или другим инструментом.
      Рассмотрим порядок изготовления некоторых деталей для карнизов (рис. 87).
      1. Ранее было сказано, что треугольные бруски легче всего изготовить из квадратного бруска. Брусок сначала строгают по всем четырем сторонам, затем распиливают по диагонали. Распиленные стороны строгают.
      2. Когда требуется пятиугольный брусок, то к квадратному прибивают или приклеивают треугольный.
      3. Для изготовления ромбов строгают доску нужной ширины, на ней расчерчивают формы ромбов и по проведенным рискам ведут распиливание.
      4. Деталь на треугольных брусках с зубьями выполняют выпиливанием по намеченным рискам.
      5. Деталь из наборных элементов изготовляют так: сначала делают заготовки — рейки, ромбы и квадраты, на строганой доске намечают места их расположения и крепят гвоздями со сплющенными шляпками.
      6. Чтобы вырезать пирамидальную деталь, специально изготовляют стусло на один, два или три треугольных бруска. Вырезают на стусле с боковых сторон выемки, по которым будет направляться полотно пилы. Треугольные бруски крепят к основанию стусла.
      7' Детали изготовляют из треугольных брусков путем выпиливания с помощью стусла, рассмотренного выше.
      8. Деталь вырезают из доски нужной ширины. Сначала доску строгают, по трафарету наносят риски, просверливают отверстия нужного диаметра в деталях и у основания зубьев, затем лишнюю древесину спиливают.
      9. Сначала сверлят отверстия нужного диаметра в середине зубьев и у основания. Криволинейные линии выпиливают столярным лобзиком или вырезают стамеской.
      10. Деталь обрабатывают тремя инструментами: коловоротом со сверлами нужного диаметра, обычной пилой, выпиливая древесину между зубьями, и стамеской, которой вырезают древесину у основания зубьев.
      11. На заготовку переносят контуры резьбы. Просверливают отверстия, спиливают излишки древесины, срезают ее у основания, а затем выполняют закругление деталей плоской или полукруглой стамеской.
      12. Сначала можно выпилить треугольные отверстия, затем просверлить все круглые отверстия. Треугольники оформляют стамеской нужной ширины по высверленным отверстиям.
      13. Сначала просверливают все отверстия, затем выпиливают треугольники и срезают древесину для закругления элементов детали.
      14. В первую очередь лучше просверлить мелкие круглые отверстия, потом более крупные, по которым вырезают треугольные. Затем выполняют прямолинейные и криволинейные пропилы. Если нет лобзика, то криволинейные линии вырезают стамеской.
      15. Детали этого типа лучше всего выполнять так. Сначала сверлят отверстия нужного диаметра, потому что переход от одного элемента к другому происходит по кривой линии. Затем пропиливают или вырезают кривые линии резцами нужной формы.
      16. В первую очередь просвер-
      ливают все отверстия. После этого по рискам, проведенным по трафарету, делают пропиливание лобзиком с зачисткой кривых линий полукруглой стамеской. За тем вырезают зубчики прямой стамеской или выпиливают их пилой.
      17. По нанесенным рискам просверливают отверстия. Для сердцевидных отверстий следует подобрать сверло нужного диаметра, просверлить два рядом расположенных отверстия, а нижнюю часть этих отверстий срезать стамеской.
      Нижняя часть этой детали состоит из круглых подвесок с отверстием в середине, они держатся на ножках из древесины. Между ними имеются выпуклые криволинейные плоскости. Сначала следует просверлить отверстия у подвесок, затем округлить древесину лобзиком или стамеской. Криволинейные части между ножками выпиливают или срезают стамеской. Следует особо соблюдать осторожность во время работы, так как ножки легко скалываются.
      18. Сначала просверливают отверстия, а затем выпиливают ступенчатую форму, срезая древесину в верхней части стамеской.
      19. Деталь выполняют сверлением, выпиливанием, вырезанием стамесками. Все зависит от размера элементов карниза.
      Имеется много причин, от которых детали карнизов ломаются и требуют восстановления. Сломанные детали необходимо устанавливать на место с помощью гвоздей, шурупов, эпоксидной смолы или особо прочных синтетических клеев.
      Желательно изготовить в запас 1...2 м деталей карниза на случай ремонта. Их надо укрепить на стене дома или карнизе со стороны двора, где они будут постепенно стареть и иметь тот же вид, что и карнизы.
      Детали для украшения наличников
      Одни детали обычно вытачивают на токарных станках, но можно вырезать и вручную (долго и малопроизводительно, особенно если добиваться одинаковой формы всех элементов), другие вырезают всевозможными резцами (рис. 88).
      Орнамент следует переводить на заготовку через копировальную бумагу не карандашом, а острозаточенной деревянной с отшлифованным концом чертилкой, чтобы она не резала рисунок на бумаге и он мог бы служить длительное время. Рисунок и копировальную бумагу следует прочно прикреплять кнопками, чтобы не было искажения рисунка.
      Для некоторых деталей с их боковой стороны указана форма заготовки.
      Для украшения домов точеные детали можно использовать целыми, половинами или четвертями. Во втором случае выточенную деталь распиливают пополам, в третьем отпиливают или состругивают заготовки н так далее.
      Заготовки обычно крепят к основанию гвоздями, но можно использовать также водостойкий синтетический клей или эпоксидную смолу.
      Детали 1...9 (рис. 88) вытачивают, а остальные вырезают. Если в деталях имеются круглые глухие отверстия, то, для того чтобы они были одинаковой глубины, на сверло надевают ограничитель (пробку, кусок доски или навивают из проволоки спираль, но так, чтобы она как бы завивалась по ходу вращения сверла, а не наоборот).
      Детали для наличников изготовляют по размерам оконной коробки — две по высоте, две по ширине. Их следует крепить к основе наличника или прямо к коробке.
      Окрашивают детали для наличников в один или два цвета, но не более. Многоцветность этих деталей создает неприятное впечатление.
      Наличники, как и другие резные детали, требуют ухода. Потерянные части восстанавливают, так как поломанные детали не украшают дома.
      Упражнения по выполнению различной резьбы
      Прежде чем приступить к изготовлению резных изделий для оформления дома, необходимо потренироваться или, как говорят, набить руку на выполнении различных видов резьбы. Изучение техники всех видов резьбы следует начинать с геометрической, так как приемы выполнения этой резьбы наиболее понятны н просты.
      Геометрическая резьба. Легче всего эту резьбу осваивать на древесине липы, а также других более мягких лиственных пород, используя для этой цели дощечки или заготовки любых размеров. Работу в основном выполняют ножом-косячком или стамеской. Чаще всего эта резьба состоит из углубленных линий, трех и четырехгранных углублений, ногтевидных порезок и т. д. Технику геометрической резьбы можно использовать также при выполнении листьев, ягод, цветов, колосьев, плодов. Ей можно выполнять и контурную резьбу. Упражняться в этом виде резьбы лучше всего сидя. Предварительно следует изучить технику работы ножом-косячком, стамеской и резаками.
      Косячок, или резак, берут не только за черенок, но и за лезвие, захватывая его ниже черенка так, чтобы оно выступало из сжатой ладони на 3...4 см, пятка при этом должна быть обращена к резчику. Часть лезвия, которую берут рукой, можно обернуть изоляционной лентой или тканью. Косячок рукой берут так, чтобы он стоял по отношению к заготовке строго вертикально, и ведут его на себя. Носок резака должен быть вдавлен в толщу заготовки на нужную глубину, а пятка — слегка приподнята (на 1...2 мм) над заготовкой. Если косячок идет немного тяжело, то пятку приподнимают побольше. Если надрез не сквозной, а конец его упирается в проведенную перпендикулярную линию, то в конце надреза пятку, погружают в д ре «осину на такую же глубину, что и носок и доводят косячок до конца или же отклоняют от себя и надрез заканчивают носком. В зависимости от надреза косячок, или резак, может идти под углом.
      Выполнение трехгранных углублений (рис. 89). На хорошо остроганной заготовке, на которой, пользуясь столярным угольником, проводят осевую линию 1, а справа и слева от нее, отступив по 3 мм, — дополнительные линии 2, определяющие ширину прорези. Сначала ножом-косячком прорезают дополнительные линии на глубину 4 мм или немного больше, то есть делают надрез. Затем косячок приставляют к осевой линии, придают ему нужный наклон, чтобы его конец доходил до линии 2, и с соответствующим нажимом на него ведут его на себя, делая подрезку. Далее заготовку переворачивают на 180° и выполняют подрезку с другой стороны. Срезанная древесина, или соломка, свободно отходит. Если она не отходит, то древесина где-то не прорезана.
      Не следует поворот заготовки на 180° заменять наклоном резака налево. Рекомендуется выработать технику работы с наклоном резака направо.
      Если выполнить два углубления с расстоянием между ними, например, 10 мм, то между углублениями остается площадка. Если то же самое углубление выполнить перпендикулярно к первому с таким же расстоянием, то получится квадратик.
      Углубления иногда прорезают не на всю ширину или длину заготовки, не доводят их до конца на несколько миллиметров. Тогда приходится дополнительно прорезать и торцевые стороны канавки, или, как говорят, подрезать конец соломки. Ширину линий рекомендуется принимать от 1 до 3 мм.
      Часто заготовку не крепят к верстаку в державках, а прижимают к упорке (прибитому бруску) и придерживают левой рукой сзади резака. Это необходимо потому, что резак может сорваться и нанести травму левой руке.
      Резку древесины поперек волокон выполняют так же, как и вдоль. В данном случае резак идет более тяжело и пятку приходится приподнимать несколько больше. Резаком нельзя проводить дальше концов линий. Выполнив подрезку в целом, подрезают кончики соломки.
      Некоторые мастера рекомендуют сначала подрезать кончики будущей соломки, а затем прорезать линии. Этим достигается более чистая работа. Кроме того, они возражают против вжнма-ния пятки в древесину и доведения резака до линии ограничения. Лучше всего эту работу выполнять носком.
      Оформление рельефа (рис. 90). Рисунок на ленточной или плоской резьбе просматривается не вполне четко. Чтобы придать такой резьбе рельеф, необходимо использовать тень. Ее можно получить, срезая древесину под некоторым углом только с наружной стороны (рис. 90, а) или под тем же углом и с внутренней (рис. 90, б). Полученный при этом острый край в середине глубины резьбы можно немного сместить, то есть срезать на фаску (рис. 90, в), или закруглить (рис. 90, г).
      Гладкие срезы на древесине выполняют прямыми резцами, закругления — полукруглыми стамесками.
      Плоскорельефная резьба с завальным фоном (рис. 91). Плоскорельефная и контурная резьба имеет несколько разновидностей. Она может быть плоской 1. Если прорезанные линии зтой резьбы закруглить, или, чаще говорят, «завалить», то получается завальная резьба 2. Это придает резьбе небольшую игру светотени. Заваливание выполняют резаком, прямой стамеской, полукруглыми стамесками. В зависимости от вида заваливания резьба имеет разные названия: резьба с подушечным фоном, когда фон так заваливают, что он нигде не остается плоским, резьба с подобранным фоном, то есть выбранным. В оформлении мебели и различных резных изделий это играет большую роль.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru