НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Фонтаны. Спышнов П. А. — 1950 г.

П. А. Спышнов

Фонтаны

*** 1950 ***



DjVu



<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Введение 3
      Описание фонтанов 10
      Фонтами России 10
      Фонтаны СССР 42
      Фонтаны Ренессанса к барокко 39
      Конструкция и расчет фонтанов 86
      Стены водоснабжения и конструктивныеэлементы 86
      Некоторые примеры инженерного оборудования в фонтанном строительстве 91
      Монтаж трубопроводов 108
      Расчет трубопроводов 109
      Местные сопротивления 114
      Фонтанные насадки 120
      Расчет струй 142
      Гидравлический расчет фонтанныхчашикаскадов 154
      Потери воды фонтанами 158
      Устройство переливов к выпуск водыизфонтанов 159
      Освещение фонтанов и струй 162

     

      Родник, облицованный камнем руками первобытного человека, был первым прообразом фонтана. Укладка нескольких камней вместе выхода родника содействовала тому, что вода изливалась стрункой; это было удобно для наполнении глиняных кувшинов и деревянной посуды. Лишь через много тысячелетий такая облицовка, по мере развития человеческого общества, сохраняя утилитарное значение, приобретает элементы эстетические. Родники и колодцы обрабатываются каменными глыбами; появляются водометы, украшенные грубой скульптурой.
      Пройдет еще несколько тысячелетий, и возникнут такие произведения искусства, как изящные ннмфеи Л ровней Греции, монументальные фонтаны Рима, а позже фонтаны Версаля и Петергофа. Утилитарное значение фонтанов сохранится до конца XIX века, так как до этого времени во многих городах, наряду с колодцами, они будут служить основными источниками водоснабжении.
      В Советском Союзе, где все градостроительные мероприятия проникнуты сталинской заботой о человеке, фонтаны, являющиеся не только декоративным, но и важным санитарно-гигиеническим фактором, получили широкое распространение. Они стали не только неотъемлемой частью городской площади, сада, парка, жилого квартала, но часто украшают и заводские территории.
      Массовость применения фонтанов в условиях социалистического строительства повышает ответственность советских архитекторов в выборе архитектурного решения. Высокий уровень развития техники открывает широкие возможности для эффективного использования лодьс и света н фонтанах, сочетания художественной выразительности архитектурного образа с искусной изобретательностью в области инженерного оборудования, что позволяет создавать фонтаны, достойные служить украшением советских городов.
      Практика фонтанного строительства в буржуазных странах свелась к увлечению голым техницизмом. Фонтаны, построенные в последние годы в Ныо-Йорке, Чикаго, Париже и Льеже, главным образом на международных выставках, представляют собой скорее сложные инженерные сооружения, чем произведения искусства.
      Такое формалистическое трюкачество чуждо советской литературе.
      В советском фонтанном строительстве должна найти отражение, наряду с отличным мастерством, высокая идейность, свойственная всем произведениям искусства социалистического реализма.
      При решении архитектурного образа фонтана прежде всего необходимо учитывать место его установки.
      Фонтаны могут быть небольшими, ограниченными определенным пространством, связанными с окружающей природой и дополняющими ее, и монументальными, входящими в ансамбль, в общий комплекс композиционного решении и непосредственно передающими архитектурный замысел планировщика.
      В городских парках и скверах, в зависимости от места их расположения, рельефа и окружающего архитектурного ансамбля, могут устраиваться фонтаны разных типов.
      В скверах, расположенных на открытых городских площадях перед большими общественными зданиями, или на плошадях перед парками, среди зеленого партера и цветников уместен монументальный фонтан со множеством струй и обилием падающей воды.
      фонтан с широким привлечением пластики может быть центром сквера не только летом, но и зимой, когда он не работает, но сооружение все же сохраняет выразительный силуэт.
      Летом архитектура фонтана, его пластика и динамика воды дополняют друг друга, к фонтан.живет- не только днем, но и в ночное время, если обеспечено подсвечивание струй.
      Для достижения большей художественной выразительности работа архитектора, скульптора и инженера должна быть совместной, — тогда и гидравлические эффекты будут органически увязаны с архитектурным замыслом. Там, где пластическое и орнаментальное оформление фонтана является доминирующим, а вола играет лишь подчиненную роль, создание мощных водяных эффектов и сложной композиции водяных струй может только снизить художественную ценность сооружения. В фонтанах, не имеющих сложной архитектурной композиции и выполненных с ограниченным применением пластики, все решает вода.
      В скверах, устраиваемых в замкнутых пространствах, среди домов, в курдоиерах жилых и общественных зданий, на второстепенных площадях и улицах города, чате всего планировочным центром является фонтан или цветник.
      Внутриквартальные зеленые насаждения как бы оживают при устройстве даже небольшого фонтана. Более широкое применение кур-донеров вместо периметральной застройки делает фонтан неотъемлемой частью жилого дома.
      В таких случаях формы фонтана должны быть простыми и спокойными: это или бассейн с одной или несколькими тонкими бьющими струями или фонтан в виде чаши с медленно стекающей водой. Незначительное количество потребляемой в таких сооружениях воды не вызывает необходимости устраивать сложные в эксплоатацим и дорого стоящие установки для оборота воды. Монтаж трубопровода в таких фонтанах весьма прост, обслуживание его можно поручить сторожу сквера.
      Небольшие фонтаны с круглыми чашами, с мягким журчанием падающей воды более всего подходят к замкнутым пространствам садов и парков. Они создают среди массы зелени спокойную лирическую обстановку, способствующую отдыху уставшего от городского шума человека.
      Проявляющееся в течение последних лет у некоторых архитекторов стремление создать в таких уголках мощные фонтаны с обилием шумно падающей воды, высокими вертикальными струями, со сложной композицией водяных эффектов, с обильной пластикой, сложным и дорогим инженерным оборудованием следует признать ошибочным. Такие архитектурные формы в данном случае нарушают гармонию и даже функциональное значение садов и парков.
      Весьма уместны в садах пруды, бассейны, каналы; они желательны не только по эстетическим соображениям, но и по санитарно-гигиеническим и инженерным требованиям.
      В южных городах такие водные поверхности увлажняют воздух и улучшают микроклимат; они способствуют дренированию территории и одновременно могут служить запасными водоемами для п)хтивопо-жарных целей.
      На водной поверхности таких прудов и бассейнов (главным образом на юге) рекомендуется устанавливать специальные насадки, разбрызгивающие воду, особенно в тех случаях, когда происходит регулярное пополнение водоемов из городского водопровода. Такие насадки увлажняют воздух н создают приятное ощущение прохлады.
      Насадки конструируются с любой степенью распыления воды — от мельчайшей пыли до крупных капель. Сердечники и спирали различных форм, помещенные внутри насадок, создают конус распыления воды в 30 — 90°. В ясные дни конусы распыляемой воды, отражая солнечные лучи, играют всеми цветами радуги.
      Фонтаны, являющиеся существенным элементом декоративного оформления, в зависимости от их архитектуры и композиции водяных струй, могут быть разделены на шесть основных типов:
      1. Колодцы и родники, декоративно оформленные с привлечением средств архитектуры н пластики.
      Такие отдельно стоящие колодцы могут быть красивым декоративным пятном на площади или на улице небольшого поселка или районного центра. В местностях с наличием нысоко расположенных родников и ключей полюд воды к такому колодцу может осуществляться самотеком. Место излила водь в чашу колодца можно оформлять простым водометом или маскароном, используя для их установки ниши и углы общественных зданий:
      2. Простые водоемы спокойных геометрических форм с зеркальной поверхностью, отражающей кроны деревьев, архитектуру памятников и сооружений.
      В некоторых случаях, например при расположении водоемов на площадях и н партерах парков, зрительное впечатление может быть усилено введением одной или нескольких вертикально бьющих мощных струй, рельефно выделяющихся на фоне сооружений или темной зелени парков.
      В замкнутых пространствах скверов, на внутриквартальных озелененных площадках для усиления архитектурной выразительности этих бассейнов достаточна одна небольшая центральная струя.
      3. Фонтаны со сложной композицией водяных струй, бьющих из глади водоемов и создающих динамический силуэт на фоне зелени, с незначительным привлечением пластики и широким использованием технических средств для подсвечивания струй в ночное время.
      Такие фонтаны требуют сложного и дорогого инженерного оборудования и квалифицированного ухода. Их место — на центральных площадях, в общественных парках и на выставках.
      4. Фонтаны о виде одной или нескольких чаш, стоящих в центре небольшого водоема, в который стекает из этих чаш вода.
      Форма чаш может быть весьма разнообразной; вода с них может сливаться кристальной пеленой (при гладкой обработке поверхности борта) или несколькими струйками (в лепестковых чашах). Впечатление от таких фонтанов усиливается введением композиции водяных струй.
      Благодаря спокойным благородным формам диапазон применения этих фонтанов весьма широк. Их можно устанавливать в скверах, парках, садах, на городских площадях и т. д.
      Место установки таких фонтанов определяется степенью богатства их декоративного оформления.
      5. Скульптурные фонтаны, в которых доминирует пластика, а композиция водяных струй играет лишь подчиненную роль.
      Синтез архитектуры н пластических форм в сочетании с динамикой воды усиливает художественный образ фонтана. Место таких фонтанов — на городских площадях и перед общественными зданиями.
      К этой же группе могут быть отнесены мемориальные фонтаны, а также фонтаны, оформляющие фасады архитектурных сооружений.
      6. Каскады в виде многоступенчатых переливов воды с богатым декоративным оформлением или в виде нескольких чаш, входящих в архитектуру сходов или подпорных стенок. Каскады чаше всего находят применение в парках и садах со значительным палением рельефа местности.
      Для снабжения каскадов водой служат перехваченные родники, ключи или вола, использованная в струйных фонтанах, расположенных ал верхних террасах (над каскадами).
      Эскизы архитектурных и конструктивных форм фонтанов в соответствии с указанной классификацией приводятся на рис. 1 — 3.
      Настоящая книга содержит дна раздела. В первом разделе дано краткое описание наиболее интересных образцов старых и современных фонтанов.
      Из фонтанов, построенных в России до Великой Октябрьской социалистической революции крупнейшими архитекторами, скульпторами и фонтанных дел мастерами, наиболее подробно описаны фонтаны Петергофа (ныне Петродворца) — блестящие образцы искусства, имеющие мировое значение.
      В качестве примеров фонтанного строительства в СССР использована главным образом практика Москвы, а из национальных республик — Армении.
      Из старых зарубежных образцов описаны представляющие художественную ценность несколько фонтанов эпохи Ренессанса и барокко (Рим, Версаль).
      Второй раздел настоящей книги посвящен описаниям конструкций и расчетам фонтанных устройств.
     
      ОПИСАНИЕ ФОНТАНОВ
     
      ФОНТАНЫ РОССИИ
      В России с начала XVIII века вода, эта «душа садов", становится излюбленным композиционным элементом садово-парковой архитектуры, классическим примером которой являются фонтаны Петродворца.
      С этого же времени русские архитекторы начинают отдавать предпочтение фонтанам при оформлении городских площадей и дворянских усадеб.
      Художественно оформленные фонтаны, построенные во многих городах, служат не только украшением города, но и предназначаются для чисто утилитарной цели — снабжения водой населения. Примерами таких сооружений могут служить фонтаны, построенные в XIX веке в Москве.
      Ограниченный объем данной работы не позволяет нам остановиться на таких прекрасных образцах садово-паркового искусства, как Софиевка, начатая строительством в конце XVIII и законченная в первой половине XIX века, с ее сложными гидротехническими сооружениями, каскадами, гротами и фонтанами, на фонтанах г. Пушкина, на значительном количестве других интересных сооружений, возведенных в течение почти 200 лет во многих русских дворцах и усадьбах.
      Холодный климат средней полосы России, расположение городов на берегах больших рек, обилие естественных водных бассейнов, высокий уровень грунтовых вод и равнинный рельеф местности — все эти условия не способствовали строительству фонтанов в России в средние века. Воды было много, получать ее было легко, без применения каких-либо сложных механических приспособлений для подъема, и население в городах брало воду непосредственно из рек или из колодцев.
      Развитие русской техники в это время было на достаточно высоком уровне. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что еще в XI веке в Новгороде, например, имелся водопровод. Это наиболее древний из известных в России водопроводов, открытый раскопками 1937 — 1938 годов на территории Ярославова дворища. Состоял он из круглых деревянных труб с внутренним диаметром от 18 до 28 см, сделанных из двух выдолбленных внутри бревен и обложенных в три слоя широкими пластами из бересты. В местах поворотов трубопровода имелись деревянные колодцы в виде срубов.
      Водопроводная система каптировала ноду обильного источника и, повиднмому, снабжала ею княжеский двор, отводя излишек в реку Волхов.
      Наличие сложной для того времени водопроводной системы свидетельствует о высокой технической культуре Новгорода конца XI и начала XII веков.
      Фонтаны в то время только еще зарождались. Большие водосвятные чаши, устанавливаемые перед некоторыми соборами, были их первыми прообразами.
      В 1165 году перед дворцовым собором Рождества Богородицы, построенным князем Андреем Боголюбским, находился шатровый киворий, в центре которого на круглом пьедестале была белокаменная чаша (рис. 4) с освященной водой. Никаких остатков водопровода в Боголюб-ске не обнаружено; повидимому, чаша периодически наполнялась водой из ближайшего колодца.
      Подобная же водосвятная чаша была установлена около 1260 года перед главными дверями церкви Марии в городе Холм. Чаша была красного мрамора со скульптурными изображениями змеиных голов, изваянными по ее краям.
      Первый напорный водопровод, построенный русскими мастерами Трефилом Шарутиным и Антоном Константиновым в 1631 году для подачи воды в царскую поварню, просуществовал около двух лет. В 1633 году был построен новый, большей производительности водопровод, выполненный из свинцовых труб.
      Забелин упоминает об одном из составителей хронографов, с восторгом отзывающемся о строительной деятельности при царе Михаиле и, в частности, о том, как в 1633 году мастера.хитростройными художествами возвели воду из Москвы реки на царский двор ради великого потребованияя. В башне был устроен колодец, в который вода по трубе поступала из Москвы-реки. Насосом, приводимым в действие лошадиной тягой, вода подавалась в свинцовый бассейн на верху башни, откуда и разводилась на дворцовые нужды. Эта водоподъемная машина, построенная мастером Христофором Галопсем и установленная в Водовзводной башне на берегу Москвы-рски, окаю 75 лет снабжала Кремль водой. В 1700 году, по указу Петра I, свинцовые трубы от башни до сада были разобраны и перевезены н строящийся Петербург.
      На южном скате Кремлевского холма были разбиты так называемые нижние и верхние сады; здесь же были теплицы, оранжереи и небольшие фонтаны — .воды взводные-, к которым вода подводилась по свинцовым трубам. В 1681 году в Кремлевском саду устроили пруд, выложенный свинцовыми плитами. Вода в пруд также подавалась из Водовзводиой башни.
      Схема кремлевского водопровода к концу XVII века по реконструкции проф. Н. И. Фальковского имела вид, представленный на рис. Ь.
      В XVII веке, с дальнейшим развитием гидротехники, появляются профессии мастеров водовзбодных дел, плотинных дед, водосточных дел. Встречаются имена Ерохова Ивана — водовзводных дел мастера, опаивавшего свинцовыми досками государеву мыльню; Ивана Корела — водосточных дел мастера, чинившего.водяные колеса в Ново-Иерусалимском монастыре; целой семьи Костоусовых — каменных дел подмастерьев, соорудивших вместе с плотинных дел подмастерьем Андреем Фоминым н 1067 году плотину на Виноградном пруду в Измайлове; Галактиона Никитина — водовзводных дел мастера, покрывшего в 1685 году свинцовыми досками верхйий сад в Кремле и производившего на год ранее водовэводные работы.на все три дворца к на конюшню и в сад... Трефила Шарутнна, о котором мы уже упоминали в связи с устройством водоснабжения Кремля в 1631 году.
      Вот далеко не полный перечень русских мастеров, работавших в XVII веке. Все это говорит о том, что работы по.водовзводным- устройствам, по сооружению плотин и водяных колес, являвшихся основной двигательной силой на заводах и.пильных мельницах*, не были единичным явлением в то время, и что уровень гидротехнических знаний и навыков у русских мастеров был достаточно высок.
      В этом же веке (публикация К. В. Миссель) во время застройки высоко распаюженных над Днепром участков Киева для водоснабжения части Подола устраивается централизованный водопровод. Грунтовая вода собиралась дренажами, по которым она отводилась в сборный деревянный водоем, расположенный на высоте 30 м над Подолом. От водоема по деревянному трубопроводу протяжением около 500 м вода отводилась в бассейн, перекрытый куполом, опертым на колонны. В середине бассейна была фигура Самсона, раздирающего пасть льву, из которой била струя воды, падающая в бассейн. Это сооружение сохранялось до 1908 года и было закрыто во время эпидемии холеры в городе.
      Резкий поворот, происшедший с начала XVIII столетия в жизни России, развитие мануфактур, большие усилия царя Петра I, стремившегося выскочить из отсталости, создание сильного дворянского крепостнического государства, привело к значительному совершенствованию техники.
      Сложные гидротехнические сооружения устраиваются в петровское время для подъема воды к фонтанам Летнего сада. По краям грота, который начал строить Шлютер и закончил, вероятно, Земцов, на крыше находились два водоема, куда вода накачивалась из Фонтанки насосом, установленным в особой камере; затем вода по трубам разводилась к фонтанам.
      Огнедействующая машина в виде паро-атмосферного насоса (рис. 0) была впервые применена для водоснабжения фонтанов в России. Этот насос, построенный по заказу Петра I в 1717 — 1718 годах, был установлен в одном из помещений грота. Внешний вид грота, украшенного сверху балюстрадой, приведен на рис. 7.
      Повиднмому, эта машина очень быстро вышла из строя, так как вскоре построили водоподъемное колесо, забиравшее воду также из Фонтанки.
      В начале двадцатых годов XVIII века был прорыт Лиговскнй канал и сооружен бассейн, из которого вода по трубам подавалась в водовзводную башню, а из нее по перекинутым через Фонтанку трубопроводам — в систему водоснабжения фонтанов Летнего сада1.
      От грота вела широкая аллея с фонтанами, отлитыми из свинца по моделям К. Растрелли и Пино. В саду было также большое количество всевозможных водяных затей, которые так любил Петр I.
      Бергхольц в своем дневнике так описывает фонтаны Летнего сада в 1721 году:
      .... От этой галереи начинается самая широкая аллея, в которой устроены красивые высоко бьющие фонтаны. Вода для них накачивается большою колесною машиною из канала в особые бассейны и потому ее всегда достаточно. У первого фонтана — место, где обыкновенно бывает царица со своими дамами, а у следующего стоят три или четыре стола, за которыми пьют и курят табак. Это место цари. Вправо от этой площадки стоит прекрасная статуя с покрытым лицом, у подножия которой течет или, вернее сказать, бьет вода во все стороны...
      Против птичника устроен фонтан в виде нызолоченного каскада, украшенный множеством вызолоченных сосудов...
      Летний сад неоднократно перепланировывался, перестраивался, и от его старых фонтанов до нашего времени ни один не сохранился.
      Устройство фонтанов и подъем воды для них были не редкостью в те времена.
      Так, по описаниям современника, в 1739 году для императрицы Анны Иоанновны, любившей всевозможные зрелища, по чертежам канцлера А. Д. Татищева был выполнен около Ледяного дома своеобразный фонтан: рядом со зданием стояла фигура слона в натуральную величину, из хобота которого била струя воды высотой в 17 м вода к фонтану подавалась насосом; в ночное время из хобота выбрасывалась горящая нефть. Перед входом в Ледяной дом стояли два дельфина, также выбрасывавшие струи горящей нефти.
      Значительные работы по сооружению фонтанов выполнил Растрелли в новом Летнем саду.
      .Я велел вырыть пруд большого протяжения, расположенный близ дворца, принадлежащего к новому саду, где я устроил также большой лабиринт из зелени, состоящий из липовых аллей с изгородями из различных деревьев, местами украшенных барельефами позолоченными, с вазами, с взлетающими струями воды; вокруг этого большого бассейна было помещено несколько мраморных статуй.
      ... В новом саду выстроил по приказу императрицы большое ванное здание с большим залом, покрытым куполом, с большим фонтаном из многих струй...
      В течение XVIll — XIX веков крупнейшие зодчие России проектировали и строили много фонтанов.
      Проект монументального фонтана с широким привлечением пластики был разработан В. И. Баженовым (1737 — 1799) для неосуществленного увеселительного императорского «на Екатерингофском месте дома (рис. 8).
      Много проектов фонтанов оставил А. Н. Воронихин (1759 — 1814). Построенный нм в 1806 году фонтан в Пулкове на склоне холма, обращенном к Петербургу, является лучшим сооружением камерной архитектуры в окрестностях города. Один из вариантов этого проекта приведен на рис. 9.
      Интересен проект фонтана в Петергофе (рис. 10), выполненный тем же мастером.
      В замечательном документе русской культуры первой половины XVIII столетия, в первом архитектурном трактате, именуемом «Должности Архитектурной Экспедиции", вопросу устройства фонтанов посвящен отдельный пункт «О проводе в приличных местах для фонтанов волы". В нем пишется: «Для удобнейшего удовольствия и красоты города подлежит на знатных площадях и в пристойных местах города сделать публичные фонтаны"; и далее говорится о необходимости выбора места, откуда будет забираться вода, о необходимости составления проекта н определении «во что провод оной поды стать может и для содержании ежегодно, что дли того будет потребно". Особые пункты об установке насосов, о прокладке подземных труб, детально излагающие все необходимые мероприятия для строительства, говорят о высоком уровне строительной техники того времени и о солидных гидротехнических знаниях составителей Должности".
      В течение всего XVIII века строительство фонтанов в России продолжается; фонтаны сооружаются в Петербурге, Москве, в императорских дворцах и парках, в имениях знати, достигая нередко исключительной архитектурной выразительности. Наиболее ярким примером могут служить фонтаны Петергофа, построенные в основном в первой половине XVIII века по приказу Петра I.
      В течение более двух столетий архитекторы Броунштейн, Леблок, Земцов, Растрелли, Микети, Кваренги; скульпторы Вассу, Изохтин, Лаб-зин, Пино, Сидоров, Шубин, Козловский, Толстой; мастера фонтанных, литейных и каменных резных дел и тысячи талантливых крепостных мастеров создавали садово-парковый ансамбль Петродворца с его изумительными фонтанами, по праву считающимися лучшими в России.
      Это — резиденция царя морей. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водяного царства, тучей брызг того моря, которое плетется у берегов Петергофа.
      ... Чудно хорош и поэтичен Петергоф, живой свидетель самых блестящих и самых трагических страниц русской истории и сам по себе прекрасный художественный памятник XVIII века, на создание которого положили свои усилия мастера того времени" (А. Бенуа).
      Впервые о Петергофе упоминается в указе Петра 1от20 ноября 1707 года, в котором говорится о наряде 40000 рабочих к весне будущего года для производства строительных работ в Петербурге, Кронштадте и Петергофе.
      Петр уделял много внимания Петергофу. Стремясь к тому, чтобы резиденция русских императоров была не хуже, чем у западноевропейских монархов, он осуществляет такой архитектурный ансамбль, который.зело первейшим монархам приличествует".
      Давай достаточно категорические указания мастерам об устройстве различных сооружений в Петергофе, Петр активно влиял на архитектурный замысел, находя время на разработку детальных условий на проектирование и строительство фонтанов, примером чего могут служить собственноручные письменные распоряжения, с указанием на плане, где и какие сооружения надлежит строить:
      В Монплезире, посредь огорода, на перекрестке фонтану К? I, а где 4 — статуи золоченые сделать, под них железные подставки, под каждую четыре из толстых связей и около них круглые медные точе пьедесталы не толстые, вызолотя поставить и воду пустить, дабы под ног вода лилась к земле гладко, как стекло.
      .. Кашкаду марморовую против малой Марлннской, с малым гротом дикою горою против модели, перед нею узорчатый мост с покрытым дяным ходом. У сей горы смотреть, чтоб две старые домы или руины али о двух или о трех этажах, и чтоб малы не казались перед горою сделана была пропорция.
      ...Перед большой кашкадой делать историю Еркулову, который деется с гадом седмиглавым, называемым гидрою, из которых голов будет гти вода оо кашкадам... (...)
      Летом 1723 года вода была пушена з наскоро сделанные фонтаны, и перед изумленными современниками забили сотни струй, заиграли на солнце многочисленные каскады. Но фонтаны работали непродолжительное время, так как гидротехнические работы были выполнены наспех; например, водопроводы быстро пришли в негодность; каналы и шлюзы, не выдерживая напора воды, быстро размывались; напорные трубопроводы, сделанные большей частью из деревянных труб, разрушались; незначительные участки чугунных трубопроводов пропускали воду в стыках из-за несовершенной конструкции их.
      В 1760 году деревянные трубопроводы были заменены чугунными, уложенными прямо на грунт, без какой-либо подготовки. Но и после jToro постоянные аварии на водопроводных сооружениях приводили к тому, что количество воды, подаваемой к фонтанам, уменьшалось, напор у фонтанов снижался, и часто возникало опасение перерыва подачи воды и прекращения действия фонтанов.
      Ремонтные работы и улучшение системы продолжались в течение всего XVIII века, но количество воды все уменьшалось. В 1832 году был вырыт так называемый „новосоеднннтельный канал протяжением около 5 км, по которому пошла вода из ключей деревепь Лонина и Леволо. Этот канал значительно увеличил дебит воды, поступающей в Петергоф. В это же время от Розового пруда были проложены чугунные трубы диаметром 610 мм, с длиной звена 1430 мм и толщиной стенок 25 мм. Эти трубы соединялись между собой при помощи фланцев на четырех болтах; уплотнение создавалось свинцовой прокладкой.
      Схема фонтанного водоснабжения представляется в следующем виде (рис. II). В 22 км к югу от Петергофа, у деревень Забородье и Пядино, был вырыт старый петровский канал, который перехватывал ручьи и ключи, текущие от этих деревень. На пятом километре к нему присоединили новый канал. Далее по отрегулированному руслу речки канал шел до Шинкарского шлюза с двумя затворами; через один из них вода направлялась в Петергоф, через второй — сбрасывалась в реку Стрелку, когда фонтаны не работали (то-есть н осеннее и весеннее время).
      За шлюзом канал питал целую систему прудов (Церковный, Бабин-ский. Руинный, Орлиный, Английский, Мельничный, Самсоньевский, Круглый и другие). После круглого павильона вода открытым каналом подавалась к Ольгинскому пруду и по двум закрытым напорным трубопроводам — к фонтанным композициям, расположенным у дворца и канала, к фонтанам нижнего и верхнего садов и фонтанам в западной части нижнего парка.
      Максимальный расход воды фонтанами всего комплекса составлял около 3000 л/сек; она выбрасывалась в воздух через 2500 фонтанных насадок.
      В первые годы своего существования почти все фонтаны просматривались с верхней площадки перед дворцом, — фигурно подстриженные низкие деревья и кустарники не закрывали партеров с цветниками, позолоченной скульптуры и всюду бьющих вверх фонтанных струй.
      В 1726 году ряд фонтанов, выполненных из дерева, пришел в негодность; по докладу Сенявнна «фигуры деревянные из Эзоповых фабол в трех фонтанах, что в кишелях по обе стороны большого канала, которые сделаны на время, от солнца и мокроты весьма расселись и расклеились Канцелярия от строений поручила такие же фигуры отлить из свинца.
      В течение XVIII столетия фонтаны неоднократно реставрировались, но уже к концу века реставрация свинцовых фигур стала невозможной.
      К началу семидесятых годов петергофские фонтаны сильно обветшали, ряд сооружений требовал серьезного ремонта.
      8 июня 1768 года Екатерина И писала Никите Панину:.Только без сердца видеть не можно, как все здесь запушено, хотя с 1762 года я на то выдала 180000 рублей, а старый хрыч Елагин вместо того, чтобы Петергоф чинить, чорт знает что из тех денег делал-.
      В XIX веке реставрационные работы в Петергофе продолжались. При Николае 1 Петергоф был еше раз обновлен, статуи и фонтаны вызолочены.
      Центральной композиционной осью Петродворца является канал с аллеей фонтанов (рис. 12), идущей от моря, с расширяющимся ковшом, в котором установлена скульптура Самсона, раздирающего пасть льва, из которой бьет мощная струя диаметром 75 мм, высотой около 20 м. Фигура, выполненная скульптором М. И. Козловским и отлитая мастером В. Екимовым в 1802 году, была окружена кольцом из 8 наклонных струй (рис. 13).
      Установлена эта фонтанная композиция в честь Петра I, героя Полтавской победы и завоевателя Балтийского моря; она символизирует победу над шведами. Эта композиция была задумана Петром, но осуществлена после его смерти, в 1735 году. Автор первоначальной группы неизвестен.
      Заканчивается канал большим гротом с тремя каскадами. Над верх ней террасой с балюстрадой находится аркада, ведущая в большой грот (рис. 141. Над большим гротом установлены позолоченные фигуры двух тритонов, извергающих из раковин далеко бьющие струи воды.
      На террасе перед гротом из тюльпанов бьют 17 наклонных струй, разуютих корзину, в центральной части которой находится несколько садок с вертикальными струями (рис. 15).
      Вода этого фонтана через средний каскад сливается в ковш кг нала, ема подводки воды к фонтану, осуществленная при восстановлении нтана в 1947 году, видна на рис. 16.
      У начала ковша стоят бронзовые фигуры гладиаторов с палицей в авой руке и змеей, обвивающей левую руку; из пасти змей вылетают уи, скрещивающиеся посредине канала. Золотые лягушки, дельфины, ды низвергают воду в ковш.
      По сторонам грота устроены каскады с семью ступенями, украшен-е мраморными чашами и античными скульптурами.
      В каскаде на каждой ступени имеются две насадки, из которых бьют ггикальные струи (рис. 17). План каскадов с указанием отметок поро-чриведсн на рис. 18.
      По берегам канала, вдоль аллей, расположено по 11 круглых мра» мориых бассейнов с наконечниками диаметром 13 мм, из которых бьют вертикальные струи высотою около 6,5 м. Бассейны соединены отвод нымн трубками с маскаронами, установленными на каменной стене канала. Вода из них вытекает в канал. Вся эта водяная феерия Нижнего сада развертывается на фоне Петергофского дворца, перестроенного в 1745 году Растрелли.
      В 1722 году был выполнен каскад, перестроенный и перекрытый свинцовыми листами в 1739 году; наверху каскада установлены скульптуры трех драконов, извергающих широкие струи воды на ступени каскада. Впоследствии этот фонтан неоднократно перестраивался. Современный его вид приведен на рис. 19.
      В 1739 году были построены два так называемых Римских фонтана. В 1799 году их перестроили и облнцовали цветным мрамором. Высокие струн воды, падающие в верхнюю чашу, переливаются в нижнюю, а из нее в бассейн, скрывая за тонкой пеленой воды массивный пьедестал с четырьмя бронзовыми маскаронами (рис. 20). Схема водопроводных и водосточных трубопроводов, питающих эти фонтаны н группу других, расположенных неподалеку, приведена на рис. 21.
      Неподалеку от Марли находится каскад Золотая гора, состоящий из 20 ступеней, верхняя часть которых выполнена из белого мрамора, а боковые стороны отделаны золоченым медным листом. По золотистому
      оттенку, который придает воде боковая облицовка, фонтан и получил наименование Золотая гора.
      По сторонам.горы бьют две мощные струи менажерных фонтанов.
      Вблизи Марлинского пруда в 1853 году был построен Львиный фонтан в виде трехсторонней ионической колоннады из серого полированного гранита (рис. 22].
      Вертикальные струи воды бьют из круглых чаш, расположенных между колоннами, поднимаясь почти до антаблемента. Из чаш вода через маскарокы вливается в наружные и внутренние бассейны, а из них полукруглым каскадом падает в водоем.
      В центре на груде диких камней стоит фигура нимфы с кувшином, из которого льется вода. Фигура изваяна скульптором Толстым.
      Рядом с Мо.чплезиром находились фонтаны.Шутихи*, струи которых начинали неожиданно бить из двух рядов расположенных в земле труб, образуя водяной свод над скамейкой, куда садились посетители парка. К этой же группе фонтанов может быть отнесен фонтан Грибок (рис. 23).
      Фонтан Пирамида является одним из самых мощных в парке Петродворца; он выбрасывает из 505 трубок массу воды под разными напорами. образуя ленящуюся подяную пирамиду (рис. 24).
      По заказу Петра 1 были выполнены статуи Адама и Евы для двух фонтанов. На рис. 25 представлен фонтан Евы. В центре бассейна на пьедестале стоит фигура Евы, окруженная кольцом наклонно падающих струй. По композиции фонтан Адама близок к этому фонтану.
      Представляет интерес фонтан Нептуна, находящийся на пруду верхнего партера (рис. 27).
      Кроме рассмотренных нами фонтанов, многие десятки других выбрасывают вверх пенящиеся струи воды и создают исключительное по красоте, выразительности и размерам зрелище, перед которым бледнеют прославленные фонтаны Италии и Версаля.
      Во время Великой Отечественной воины фашистские захватчики полностью разрушили фонтанную систему Петродворца. Они сняли и вывезли скульптуры, в том числе знаменитую скульптуру Козловскою Самсон, которая была разрезана на части и также отправлена в Германию, во многих местах нырс.млн свинцовые трубопроводы, ободрали свинцовые листы с порогов Большого каскада, сняли маскароны и насадки а также всю регулировочную арматуру из цветных металлов. К счастью, значительная часть скуль лтур и других произведений искусства своевременно была эвакуирована.
      Советская Армия, освободившая Петродворец, нашла там лишь руины; фонтанная система была разрушена на 80%. Представление о величине разрушений фонтанной системы может дать схема фонтанных трубопроводов с указанием мест разрушений (рис. 26). Казалось, что эта величайшая культурная и художественная ценность русского народа потеряна безвозвратно, но в настоящее время в результате больших восстановительных работ, выполненных по решению советского правительства, основные фонтаны Петродворца восстановлены, и лопрежнему выбрасывает вверх мощную струю воды пасть льва, раздираемая Самсоном.
      Восстановление фонтанов велось с использованием прежней принципиальной схемы водоснабжения по проектам арх. А. Оль и инженера Б. Изотова. О величине этих восстановительных работ можно судить хотя бы по краткому перечню сооружений, из которых состояла эта фонтанная система, питающаяся от множества ключей, расположенных в 20 км от Петродвориа. Она имела к 1941 голу 45 км открытых каналов, 40 прудов, 50 :м напорных трубопроводов, 4 км тоннелей и галерей, 35 плотин, шлюзов и водоспусков.
      В Москве до XVIII века были лишь небольшие фонтаны в царских садах в Кремле.
      В начале XV1I1 века некоторые петровские вельможи расширяют и строят вновь дома-дворцы в Москве с садами, фонтанами и прудами. Князь Гагарин строит дом на Тверской улице (до нашего времени не сохранился); в парке, раскинутом за домом, устраиваются фонтаны.
      В 1723 году Петр 1 покупает у родственников графа Головина старый дворец за Яузой, в Лефортове, ломает его и на этом месте строит новый. Перед дворцом разбивается прекрасный сад и выполняются сложные гидротехнические работы, устраиваются каналы и пруды.
      Впоследствии Растрелли в этом саду выполняет большие работы по сооружению фонтанов.
      В реестре своих работ, опубликованных 3. Батовским, Растрелли, перечисляя построенные им здания, пишет о сооружении дворца, приуроченного к коронации Анны:.Я построил большой двухэтажный деревянный дворец, на каменных подвалах, названный Анненгоф, фасад которого, обращенный к Москве, имел 100 туаз длины, не включая пандусов, которые были на дворе и имели длину 60 туаз.
      ...Вокруг этого большого здания был разбит сад со стороны деревни, точно так же, как терраса напротив дворца вся из дикого камни со спуском, внизу которого был сделан цветочный партер с пятью бассейнами, с фонтанами, украшенными вазами и статуями, все позолоченное..."
      В этом дворце, построенном за Яузой, впервые в Москве были произведены большие гидротехнические работы с устройством девяти прудов, каналов общей протяженностью в 3758 м, со множеством фонтанов, каскадов и несколькими гротами. Вода для парка была проведена по каналу из реки Пехорки. Этот центральный канал, облицованный камнем, тянулся до Яузы. В сооружении замечательного грота (рис. 28), выполненного по проекту Растрелли, принимали участие его отец и брат.
      Другой вариант проекта грота был разработан Ф. Шаниным (рис. 29).
      Гроты являлись почти неизбежным атрибутом садово-парковой архитектуры эпохи барокко. Внутри чаше всего устраивался водомет в виде маскарона с чашей или небольшой фонтан. Гроты богато отделывались, наподобие морских пещер, туфштейном, разноцветными морскими раковинами и украшались скульптурными изображениями. Устройство этих гротов в наших климатических условиях было делом трудным, требовавшим специальных знаний и опыта, без чего сооружения эти быстро разрушались; выполняли работы специальные мастера гротического дела.
      После вступления на престол Елизаветы Петровны Растрелли опять поручают подготовить все к коронации, и он неподалеку от Лннснгофа строит другой деревянный дворец.
      В пункте 19 своего реестра он пишет:.... в центре фонтан, украшенный множеством бьющих струй, вокруг которого был сооружен стол в форме императорской короны, все это позолоченное, освещенное несколькими тысячами стеклянных лампионов; на большой площади, напротив дворца, я выстроил большую пирамиду с призмами и большой фонтан из вина.
      Значительное количество фонтанов было и в подмосковных дворцах. В богатых помещичьих усадьбах они служили существенным элементом для декоративного оформления парков.
      Пруды, каналы, монументальные плотины с каскадами, множество сооружений камерной архитектуры украшают и в настоящее время парки в Архангельском, Кускове, Марфине, Царицыне и других местах.
      В творчестве крепостных архитекторов, создавших большинство подмосковных парков, фонтаны занимали видное место.
      Архитектор А. Ф. Миронов (1745 — 1808), крепостной Шереметевых, выполнивший много работ в Кускове, оставил нам рисунок каскада и грота в Кускове, сделанный им с натуры в конце XVIII века (рис. 30). Этим каскадом заканчивался большой канал длиною около 350 ж, вырытый в 1755 году.
      Архитектор Простаков (1748 — 1853), по словам Витберга,.знавший не токмо собственно по архитектуре, но и по инженерной и гидравлической части", архитекторы В. Я. Стрижаков (1780 — 1819) и С. Г. Сума-ковский, работавшие в Архангельском, и многие другие, имена которых, к сожалению, не сохранились, создали прекрасные дворцы и парковые ансамбли.
      В 1784 году в Архангельском инженером Норбергом был построен трубчатый водоподъемник оригинальной конструкции, теория которого была разработана членом Российской Академии наук Давидом Бернулли. Насос приводился в действие колесом диаметром 9,6 ж, установленным у плотины ручья, впадающего в Москву-реку. Высота подъема воды достигала 30 м.
      По деревянным трубам диаметром 100 мм вода подавалась в высоко расположенный резервуар и из него разводилась по водоемам и фонтанам.
      После приобретения Архангельского Юсуповым система водоснабжения перестраивается. В 1816 году устанавливаются паровые насосы, забирающие воду из Горятинского пруда по деревянной самотечной галерее и нагнетающие ее по чугунным трубам на высоту 30 м в водовзводную башню, построенную на берегу пруда по проекту В. Я- Стриженова, Из резервуара по чугунным трубам вода подавалась к фонтанам в парке и для хозяйственного потребления.
      В конце восьмидесятых годов XVIII века резко ухудшилось водоснабжение Москвы; воды нехватало, а в реках Москве и Неглинной она имела очень низкое качество; не лучше была вода и в колодцах на территории города. Все это приводило к возникновению длительных эпидемий.
      После продолжительных изысканий и переписки, по указу Екатерины1 II, в 1779 году инженеру Бауэру (рис. 31) отпустили деньги на сооружение водопровода для Москвы из мытищинских источников Строительство проходило медленно. Недостаток денег, нехватка материалов, злоупотребления подрядчиков тормозили окончание водопровода, и только через 25 лет, в 1804 году, он был закончен. Вода по самотечной кирпичной галерее длиной около 19 кж, проложенной через Сокольники, по Краснопрудной улице, теперешней Комсомольской площади, и далее по Садовой подводилась к пяти водоразборным фонтанам, наиболее дальним из которых был фонтан в Александровском саду. Через долину Яузы канал был переброшен по акведуку длиной в 340 ж, сохранившемуся до настоящего времени.
      В 1826 году самотечный канал, проложенный около Сокольнической заставы, провалился, и для подъема воды была построена Алексеевская водокачка с двумя паровыми насосами, накачивавшими воду в чугунные резервуары, установленные наверху одного из интереснейших сооружений старой Москвы — Сухаревой башни. Из башни вода подавалась к пяти фонтанам: на Сухаревской площади (рис. 32), Цветном бульваре, Лубянской площади, Театральной площади и у Варварских ворот. Из этих фонтанов население брало воду. Впоследствии число фонтанов увеличилось.
      Воды Москве лопрежнему нехватало. Между 1871 и 1883 годами било построено сшс трн небольших водопровода (Ходынский, Преображенский и Андреевский), подававшие вместе около 3000 ж воды в сутки. Не спасла положения и полная реконструкция Мытищинского водопровода.
      Лишь после 1902 года, с окончанием строительства Москворецкого (Рублевского) водопровода, снабжение Москвы водой несколько улучшилось. В связи с бурным ростом столицы СССР после Великой Октябрьской социалистической революции и развитием промышленности к 1930 году опять испытывается острый недостаток воды. Советское правительство принимает решение о строительстве канала Москва — Волга и о полной реконструкции водоснабжения города.
      Эти грандиозные работы, проведенные в течение последней довоенной сталинской пятилетки, окончательно разрешили проблему водоснабжения столицы.
      С 1910 — 1912 годов фонтаны как источники водоснабжения населения прекратили свое существование и сохранились лишь как декоративный элемент московских илошадей и парков.
      Фонтаны, построенные в Москве в XVIII веке, не сохранились; единственное исключение соста&тял остаток чугунного фонтана, просуществовавший до реконструкции Моховой улицы. Он был вкомпонован в ограду Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина и представлял собой чугунный обелиск с четырьмя маскаронами хорошей прорисовки (рис. 33). В саду под холмом Пашкова лома был пруд, выстланный камнем; здесь же находились фонтаны, представление о которых можно составить лишь по литографиям того времени (рис. 34).
      На Кузнецком мосту в усадьбе графа Воронцова также были разбиты пруды и сделаны фонтаны, просуществовавшие до тридцатых годов прошлого столетия.
      Значительные работы по благоустройству и восстановлению Москвы после тяжелых разрушений, нанесенных пожарами во время Отечественной войны 1812 года, стремление украсить городские плошали архитектурнымн сооружениями малых форм вызывают постройку ряда интерес jx фонтанов в стиле русского классицизма.
      В 1820 году сооружается фонтан на Цветном бульваре (рис. 35) виде чаши с вертикальной струей небольшой высоты и четырьмя винымк масками, из которых вода била в водоем полукруглой формы.
      Фонтаны, запроектированные Бове на Театральной плошади, являясь частью ее архитектурного ансамбля. Находившийся на плошади онтан, выполненный в 1835 году, дошел до наших дней без значителныx изменений (рис. 36а). Большую чашу фонтана поддерживают детские игуры, пожалуй, несколько вялые и мелкие для этой композиции.
      Несколько позже Бове проектирует фонтан из серого камня в Александровском саду (рис. 37), неподалеку от Троицкого моста.
      На Лубянской площади (теперь площадь имени Дзержинского) Вини сооружает фонтан, близкий по композиции к рассмотренному шее. Этот фонтан в настоящее время снят с площади; верхняя его часть — чаша со скульптурами (рис. 38) — перенесена в партер перед {анием Академии наук СССР. Проект восстановления этого фонтана, юработанный архитектором И. Французом (рис. 39), близок к оригиналу; I проекте лишь не показаны раковины, из которых вода переливалась небольшие водоемы.
      В классических традициях разработан оригинальный старый фонтан ) Собачьей площадке, представляющий собой восьмиугольный постамент двумя львиными масками, увенчанный урной (рис. 40). Водоем такой е формы с барельефами хорошей работы устроен на круглой камеи й площадке с двумя ступенями.
      С шестидесятых годов прошлого столетия в Москве уже не строи-сь фонтаны, представляющие значительный художественный интерес; фые фонтаны, из которых население брало воду, в большинстве своем 1900 году были снесены.
      Десятки фонтанов, установленные 8 эти годы в садиках при особня-с, не отличались художественным вкусом и представляли собой стан-угные литые или чугунные фигуры, изготовленные некоторыми част-ми фирмами в Москве; помещались они, как правило, в середине не-тьшнх водоемов.
      Причина отсутствия художественно ценных произведений малых рм во второй половине XIX века в значительной степени определялась сами буржуазных заказчиков, с характерным для них откровенным ектизмом, породившим так называемый стиль модерн, который не авил после себя сколько-нибудь интересных сооружений малых форм.


      KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru