НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Использование рабочих лошадей в колхозах. Карлсен Г. Г. — 1951 г.

Г. Г. Карлсен

Использование
рабочих лошадей
в колхозах

*** 1951 ***



DjVu


<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      Введение... 3
      Глава I. Основные понятия о работе лошади и ее рабочих качествах ... 7
      Определение величины силы тяги лошади... 7
      Нормальная сила тяги лошади... 11
      Скорость движения лошади... 13
      Мощность работы лошади... 15
      Выносливость лошади на работе... 16
      Внешняя механическая работа лошади... 17
      Общая продолжительность рабочего дня и время полезной
      работы лошади... 21
      Определение выработки на полевых работах... 22
      Требования к упряжным лошадям... 23
     
      Глава II. Кормление и поение рабочих лошадей...25
      Корма и их подготовка... 29
      Определение потребности в питательных веществах и нормы кормления рабочих лошадей... 36
      Кормовые рационы...... 44
      Порядок кормления и поения лошадей на работе... 47
      Подготовка лошадей к напряженным периодам работы ... 61
     
      Глава III. Организация использования лошадей в хозяйстве 64
      Организация и оплата труда... 64
      Организация конных работ... 72
      Полевые работы... 77
      Пароконные и многолошадные запряжки... 81
      Работа на сменных лошадях... 86
      Весенние полевые работы... 91
      Летние полевые работы... 95
      Осенние полевые работы... 98
      Работа лошадей в конном приводе... 99
      Транспортные работы лошадей...100
      Работа лошадей на лесозаготовках...104
      Техника безопасности на конной трелевке...117
     
      Глава IV. Особенности содержания и использования на работе жеребых и подсосных кобыл...119
      Глава V. Воспитание и использование на работе молодых лошадей...128
      Глава VI. Содержание рабочих лошадей и уход за ними 133
      Конюшни для рабочих лошадей . . ...133
      Уход за кожей лошади...144
      Защита лошадей от насекомых...146
      Уход за копытами и ковка . ...147
     
      Глава VII. Упряжь и виды запряжек...150
      Отдельные предметы упряжи...152
      Хранение упрнжи и уход за нею ...176
      Виды запряжек...179
     
      Глава VIII. Повозки и сани...185
      Повозки...185
      Сани... 193
      Уход за повозками и санями...194
     
      Приложение 1. Осповные коэфициенты сопротивления для различных дорог и повозок (но данным Института коневодства)...195
      Приложение 2. Тяговое сопротивление основных конных сельскохозяйственных орудий и машин (по данным Института коневодства)...197
      Приложение 3. Общая питательность кормов и содержание в них переваримого бельа, кальция (La) и фосфора (Р)...198
      Приложение 4. Размеры частей упряжи...201
      Приложение 5. Обязанности заведующего коневодством (конефермой) и старшего конюха...202
      Обязанности конюха...204
      Обязанности ездового...204
      Приложение 6. Ветеринарные мероприятия...205
     
      Рабочая лошадь является одним из основных средств колхозного производства. Широкое внедрение агрономических мероприятий по подъему земледелия, на основе учения Докучаева — Костычева — Вильямса, обеспечивая прочную кормовую базу, создает благоприятные предпосылки для развития животноводства и коневодства и расширяет возможности повышения производительности лошади на сельскохозяйственных работах.
      Великие стройки сталинской эпохи, направленные на преобразование природы засушливых и бесплодных областей, открывают неограниченные возможности для сельскохозяйственного производства, а следовательно, для широчайшего применения механической и живой тяговой силы на полевых и транспортных работах на новых преобразованных землях.
      Быстрейший рост механизации в сельском хозяйстве и повышение культуры земледелия требуют одновременно значительного развития и усиления не только механической тяги (тракторы и автомобили), но и живой тяговой силы.
      Практика передовых колхозов показала, что даже при механизации производственных процессов в сельском хозяйстве, в условиях высокой агротехники и общей культуры земледелия, нагрузка на имеющуюся живую тяговую силу и особенно на лошадей не снижается. Это и понятно, если учесть, что в связи с более тщательной обработкой земли, повышением урожайности, ростом нагрузки по обслуживанию тракторных бригад,# животноводства, строительства и других отраслей хозяйства, значительно расширяется объем полевых и особенно транспортных работ, выполняемых лошадью. Вместе с тем возрастает значительно нагрузка на лошадей по обслуживанию бытовых нужд колхозников.
      Укрупнение колхозов создает дальнейшие предпосылки к еще большему повышению эффективности использования не только механической тяги, но и лошадей.
      Экономический анализ всех работ в любом колхозе показывает, что многие работы и на сегодня целесообразнее производить на лошадях. К таким работам следует отнести все транспортные перевозки на короткие расстояния, особенно перевозки легковесных грузов (сена, соломы и т. п.), полевые работы на небольших по размерам земельных участках, раннее весеннее боронование и вспашка участков, на которых еще не могут работать тракторы, обработка пропашных культур и другие подобные работы. Ряд работ вообще может быть выполнен только лошадьми, поскольку они совершенно недоступны автомашинам, например перевозки и разъезды по Грунтовым дорогам в распутицу и в дождливые периоды, а также перевозки в зимнее время по дорогам, занесенным снегом, и т. п.
      Уже только для этих работ в каждом хозяйстве необходимо содержать весьма значительное количество лошадей. Совершенно очевидно, что в любое время года, особенно в наиболее напряженные периоды, использование на работах лошадей, наряду с механической тягой, увеличивает энергетическую мощность колхоза и позволяет в более сжатые агротехнические сроки провести те или иные работы, что имеет огромное значение в деле повышения урожайности.
      Из приведенных данных видно, что рациональное выполнение значительной части работ требует широкого использования живой тяговой силы и в первую очередь лошадей.
      Поэтому мероприятия по коневодству и направлены на дальнейшее значительнее увеличение поголовья лошадей и улучшение их качества (повышения работоспособности и выносливости).
      Поощрения, предусмотренные правительством как в отношении дополнительной оплаты труда, так и присвоения звания Героя Социалистического Труда и награждения орденами и медалями СССР передовиков коневодства, свидетельствуют о большом внимании партии и правительства к этой отрасли сельского хозяйства и создают благоприятные условия для быстрейшего развития коневодства в Советском Союзе.
      В условиях общего подъема народного хозяйства производительность на конных работах в колхозах в настоящее время является недостаточной. Зависит это, главным образом, от низкого уровня технического оснащения конных работ, недостаточного кормления лошадей и неправильного их использования.
      Без коренного улучшения условий содержания, кормления и использования лошадей невозможно не только повысить производительность труда колхозников на конных работах, но и добиться увеличения количества и улучшения качества конского поголовья в колхозах.
      Лошадь оправдывает свое назначение и становится эффективным средством производства только в том случае, когда она вполне работоспособна; когда она правильно содержится, обеспечена хорошим уходом, своевременно и правильно накормлена, напоена и вполне здорова; когда она правильно запряжена в исправную повозку или сельскохозяйственное орудие и, наконец, когда на ней работает опытный ездовой.
      Опыт передовых колхозов и исследовательские работы Всесоюзного научно-исследовательского института коне-
      во детва показывают, что при хорошем содержании, полноценном кормлении и правильном использовании лошадей можно повысить производительность их работы в 2 — 3 раза и значительно снизить стоимость конных работ, а также создать все предпосылки для количественного и качественного роста конского поголовья. Известно, что при правильном содержании и использовании лошадей значительно удлиняются сроки работоспособности и использования лошади.
      Повышению производительности труда колхозников на ,кониых работах будет способствовать и внедрение в производство более совершенных конных сельскохозяйственных машин и транспортного инвентаря.
      Так как за годы войны коневодству нанесен наибольший ущерб, то скорейшее восстановление его является одной из первоочередных задач сельского хозяйства. Воспроизводство конского поголовья является наиболее эффективным в табунных условиях. Однако в большинстве районов Советского Союза лошади находятся на конюшенном содержании. В связи с этим перед работниками сельского хозяйства стоит ответственная задача так организовать содержание, кормление и использование лошадей в этих районах, чтобы наряду с высокой рабочей производительностью обеспечить и быстрый рост конского поголовья, а также улучшение качества лошади.
      Описанию способов и условий выполнения этой задачи м посвящена настоящая книга.
     
      Глава I
      ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О РАБОТЕ ЛОШАДИ II ЕЕ РАБОЧИХ КАЧЕСТВАХ
      Основным способом использования лошади в колхозах является ее работа в упряжи. Для правильного использования лошадей на работе необходимо уметь определять и рассчитывать эту работу. Принято определять работу лошади в упряжи двумя показателями: 1) величиной силы тяги и 2) пройденным расстоянием.
      Силой тяги (или тяговым усилием) называют ту силу, которую лошадь проявляет при передвижевии повозки, сельскохозяйственного орудия или машины, преодолевая их тяговое сопротивление. Силу тяги обычно выражают в килограммах, а путь — в километрах.
      Умножая величину силы тяги на пройденное расстояние, получают величину работы лошади в килограммокилометрах.
     
      Определение величины силы тяги лошади
      Величину силы тяги лошади или тягового сопротивления повозки орудия и машины можно или измерить с помощью специального прибора — силомера (динамометра) или вычислить расчетом- Динамометр устроен в виде пружинных весов, в которых пружина соединена со стрелкой (стрелочный динамометр, рис. 1) или с пишущим приспособлением (самопишущий динамометр, рис. 2).
      Динамометр укрепляют между вальком, за который тянет лошадь, и повозкой или сельскохозяйственным орудием таким образом, чтобы вся сила, с которой тянет лошадь повозку или сельскохозяйственное орудие, передавалась только через этот измерительный прибор (рис. 3). Чем больше тяговое сопротивление, которое оказывает повозка или сельскохозяйственное орудие, тем большую силу тяги должна проявлять лошадь и тем сильнее будет сжиматься пружина динамометра, а стрелка укажет, как велика сила сопротивления повозки, то-есть какому количеству килограммов равна сила тяги. В самопишущем динамометре сжатие пружины автоматически регистрируется на бумаге в виде так называемой динамограммы, после обработки которой определяют величину силы тяги в килограммах.
      Рис. 1. Динамометр стрелочный (системы Г. Г. Карлсена и В. А. Щукина).
      На транспортных работах величина силы тяги лошади вависит от веса и устройства самой повозки, груза, качества дороги и наличия подъемов и спусков. Динамометром можно определить, что по ровной, хорошей, сухой, накатанной грунтовой дороге, при весе самой повозки на железном ходу в 250 кг (мертвый или хозяйственно бесполезный груз) и груза в 550 кг (полезный груз), то-есть при общем весе воза в 800 кг, лошадь тянет с силой, равной 40 кг.
      Силу тяги можно определить и путем расчета, зная величину коэфициента сопротивления (см. ниже), который в приведенном примере равен 0,05 (приложение 1). Это значит, что лошадь на перевозку по данной дороге каждого центнера веса воза должна проявлять силу тяги, равную 5 кг. Умножая вес воза — 800 кг на 0,05, получаем 40 кг, то-есть ту силу, с которой лошадь тянет этот воз по данной дороге. Иначе говоря, сила тяги (40 кг) равна весу воза (800 кг), умноженному на коэфициент сопротивления
      (0,05).
      В рассмотренном примере коэфициент сопротивление определяется следующим образом:
      сила тяги вес воза (коэфициент сопротивления).
      Чем тяжелее перевозимый груз, тем, при прочих одинаковых условиях, большую силу тяги должна проявлять, лошадь.
      Все величины коэфициента сопротивления, установленные с помощью динамометра для различных дорог и повозок, приведены в приложении 1.
      Из таблицы коэфициентов сопротивления видно, что чем хуже дорога, тем выше коэфициент сопротивления.
      П ри одинаковом весе воза, но по разным дорогам, лошадь должна проявлять различную силу тяги, и чем хуже будет дорога, тем больше должна быть сила тяги. Это обстоятельство в практике многих хозяйств ни всегда учитывается. Нельзя оценивать произведенную лошадью работу только по весу перевезенного груза, необходимо всегда определять, какова величина силы тяги.
      Если в нашем примере, при весе воза в 800 кг и ровной, хорошей грунтовой дороге, лошадь должна работать с силой тяги, равной приблизительно 40 кг, то на асфальтированной дороге сила тяги лошади уменьшится с 40 до 16 кг, так как коэфициент сопротивления для такой дороги равен 0,02, или 2 кг на каждый центнер. По хорошей булыжной мостовой, при том же весе воза, сила тяги будет не 16, а 24 кг, так как коэфициент сопротивления по хорошей булыжной мостовой равен 0,03, или 3 кг на каждый центнер веса воза. На плохой, грязной грунтовой дороге сила тяги увеличивается до 80 кг (коэфициент сопротив-
      Рис. 2. Динамометр самопишущий (системы академика В. П. Горячкина): 1 — пружина, 2 — карандаши, — коробка с часовым механизмом.
      ления для нее — 0,10). И, наконец, по пашне, для которой коэфициент сопротивления равен 0,20, лошадь должна проявить силу тяги около 160 кг, то-есть в десять раз большую, чем при работе в той же повозке, с тем же грузом по асфальтированной, ровной дороге. Разница, как видим, весьма значительная, и с нею считаться совершенно обязательно.
      Кроме того, как увидим ниже, тяговое сопротивление зависит от устройства и качества самой повозки, осей и втулок, а также от смазки их, диаметра колес и ширины обода (шины).
      Сила тяги на подъемах или спусках изменяется в зависимости от величины угла подъема или спуска, но это требует для своего определения довольно сложных вычислений. Учитывая, что в практических условиях этот угол обычно не измеряют, нет смысла и приводить эти расчеты.
      Сила тяги на пахоте и в уборочных машинах. Тяговое сопротивление плуга вычисляют следующим образом: измеряют в сантиметрах среднюю глубину пахоты, среднюю ширину захвата плуга и эти величины перемножают; полученную площадь поперечного сечения пласта (в квадратных сантиметрах) умножают на величину сопротивления каждого квадратного сантиметра сечения пласта. Исследованиями Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства, проведенными на конной пахоте, установлено, что тяговое сопротивление на каждый квадратный сантиметр сечения пласта при легкой пахоте (мягкая пахота, пахота супесчаных и других легких почв) равно 0,2 кг, при пахоте средних почв — 0,3 кг и на тяжелой пахоте (залежи, глинистые почвы и тяжелые суглинки) — 0,4 кг.
      Пример. Если на легкой почве при перепашке зяби глубина пахоты равна 16 см, а ширина захвата плуга 25 см, то площадь сечения пласта составит 400 кв. см. Умножая 400 на 0,2 кг (сопротивление каждого квадратного сантиметра сечения пласта при такой пахоте), получаем тяговое сопротивление плуга, равное 80 кг. Для преодоления этого сопротивления лошадь должна работать с силой тяги, равной 80 кг.
      Данные о тяговом сопротивлении для других сельскохозяйственных машин и орудий, определенные непосредственным динамометрированием, приведены в приложении 2.
      Однако трудность работы лошади обусловливается не только величиной тягового сопротивления. Так, на работах по скользкой дороге или по мягкому, рыхлому грунту (при пахоте, бороновании пашни, севе, при нарезке борозд, посадке картофеля и т. п.) лошадям приходится затрачивать повышенное количество энергии (примерно на 20% больше, чем на транспортных работах по хорошей дороге).
      Весьма тяжела работа лошадей в уборочных машинах с режущим механизмом, несмотря на то, что абсолютная величина тягового сопротивления их, падающая на долю каждой лошади, не так уж велика. Значительно утяжеляют работу лошадей в этих машинах повышенная скорость движения, постоянная вибрация и частые толчки, создаваемые режущим механизмом, а также давление дышла на лошадей вниз и вправо. Последнее объясняется тем, что машина расположена на одной оси и режущий механизм размещен с правой стороны.
      По данным Института коневодства, расход энергии у лошадей при работе в уборочных машинах примерно на 30% выше, чем на других работах, производимых с такой же силой тяги.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru