НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)



Слесарь-сборщик (в авиации). Борисова Е. Б. — 1943 г.

 

Борисов Е. Б.

СЛЕСАРЬ-СБОРЩИК

(в авиации)


*** 1943 ***

 


DjVu


<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

ФPAГMEHT КНИГИ (...) МОНТАЖНО-СБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ НА МАШИНЕ. СБОРКА ТРУБОПРОВОДОВ
      Назначение и применение
      Трубопроводы служат для подвода жидкостей и газов к тем местам, где они нужны для работы агрегатов самолета, главным образом для мотора.
      Основное требование, предъявляемое к сборке трубопровода, — это полная непроницаемость соединений труб с баками, кранами, приборами и т. п. Соединения трубопровода бывают различные: с дюритовым шлангом, ниппельное, соединение AM и др.
      Инструмент и приспособления
      Ключи (гаечные, торцевые), отвертки, напильник для подгонки (поверхностей ниппеля и штуцера.
      Рабочие переходы Соединение труб дюритовым шлангом
      1. Натянуть дюритовый шланг на металлическую хрубу примерно на длине, равной двум диаметрам.
      2. Поставить хомуты соответствующего диаметра на расстоянии, равном половине диаметра трубы от концов соединяемых труб.
      Для более прочного крепления часто на конце трубы по ее окружности предварительно делают зиговку (выпуклую канавку) (фиг.272).
      а) Обогнуть хомут вокруг шланга.
      б) Вставить в отверстие хомута болт со шлицем.
      в) Стянуть хомут и надеть на болт шайбу Гровера.
      г) Навинтить гайку.
      На трубу надо полностью натягивать гладкую манжету дюри-тового шланга.
      Ниппельное соединение (фиг. 273)
      1. Навинтить штуцер во фланец бака.
      2. Вставить обточенный ниппель Б (ниппель припаян к трубке В заранее) в конический расточенный конец штуцера А.
      3. Навинтить перекидную гайку Г (перекидная гайка надета на трубку до при-паивания) на резьбу штуцера так, чтобы она легла на заплечцк ниппеля и прижимала коническую или сферическую его поверхность к конической поверхности штуцера.
      4. Затянуть гайку.
      Если во время работы соединения
      обнаружится течь, необходимо подтянуть гайку. Если же это не устранит течи, то надо разобрать соединение и притереть соединяемые поверхности ниппеля и штуцера, чтобы удалить риски и царапины. Для этого притираемые поверхности смазывают вазелином, посыпают толченым в порошок стеклом и притирают.
      Течь может возникнуть вследствие небрежного припаивания ниппеля (большое количество припоя осталось на поверхности), — тогда нужно очень осторожно спилить лишний припой.
      УСТАНОВКА КРОНШТЕЙНА С РОЛИКОМ НА РАМЕ ФЮЗЕЛЯЖА
      I. Положить шаблон на раму № 7 и стрингер Ле 9 и разметить на раме отверстия для болтов крепления кронштейна (фиг. 274).
      2. Просверлить в раме два сквозных отверстия диаметром 4 мм (фиг. 275).
      3. Просверлить в одной боковой 'стороне рамы два отверстия диаметром б мм.
      4. Вставить две распорные втулки в просверленные отверстия, установить кронштейн на раме, вставить два болта с простыми шайбами, надеть на болты шайбы Гровера и закрепить их гайками (фиг. 276).
      Прокладка тяг (жестких) управления рулем глубины (фиг. 277)
      1. Пропустить тяги через направляющие кронштейны и расположить их по фюзеляжу согласно чертежу.
      2. Соединить бородками тяги между собой, со штурвалом, качалкой и рулем глубины.
      3. Отрегулировать длину тяг яри помощи подвижного хвостовика так, чтобы руль давал нужные отклонения (работа слесаря 4 — 5-го разряда) и законтрить хвостовики тяг гайками.
      4. Разметить на болтах отверстия для шплинтов.
      Вставь болт вместо бородка, навинти гайку и разметь отвер~ стие для шплинта.
      5. Просверлить в болтах отверстия для дяплинтов по разметке (работа на верстаке).
      6. Вставить болты вместо бородков в хвостовики тяг и навинтить гайки.
      7. Зашплинтовать болты.
      СТЫКОВКА АГРЕГАТОВ САМОЛЕТА
      Основным агрегатом является фюзеляж, к которому в определенной последовательности пристыковывают все остальные агрегаты: центроплан, крылья, мотораму, хвостовое оперение, шасси и т. д. Соединение или стыковка главных агрегатов самолета выполняется в цехе окончательной сборки.
      При установке и стыковке агрегатов надо иметь в виду, что взаимное расположение осей стыковых отверстий, а также положение их относительно оси фюзеляжа и расстояния между отдельными узлами должны быть очень точно выдержаны. Чтобы достигнуть необходимой точности в размерах, определяющих взаимное расположение отдельных частей самолета, производя регулировку самолета. К регулировке приходится прибегать в тех случаях, когда конструкция машины или технология изготовления и сборки ее не позволяют при монтаже получить эти размеры с достаточной точностью. Для регулировки самолета служат специальный инструмент (уровень, угломеры), а также стыковочные стевды (стапели).
      Наиболее высокой точности при регулировке самолета можно достигнуть, применяя нивелир.
      Навеска руля поворота
      1. Навесить руль поворота на киль (совместить узлы крепления руля с узлами киля) и закрепить бородками (фиг. 278).
      2. Вынуть один бородок, вставить вместо него болт, навинтить на него гайку и разметить отверстие для шплинта.
      8 Слесарь-сСорщик
      3. Снять болт и просверлить в нем отверстие для шплинта (работа на верстаке).
      4. Вставить болты в узлы крепления руля с килем, навинтить гайки и зашплинтовать.
      Руль поворот
      Стыковка подмоторной рамы (фиг. 279)
      1. Подогнать подмоторную раму (нод мотор М-17) к узлам лонжерона крыла и закрепить конусными бородками в верхнем и нижнем узлах крепления моторной рамы.
      2. Проверить нивелиром установку подмоторной рамы; определить величину превышения площадок (передних и задних) крепления мотора относительно контрольных точек, заданных в установочном чертеже (работа слесаря 5 — 6-го разряда).
      3. Выбить конусные, бородки и последовательно развернуть
      конусными развертками отверстия в верхнем и нижнем узлах крепления моторной рамы.
      4. Проверить отверстия калибром-пробкой.
      5. Соединить моторную раму в верхнем и нижнем узлах конусными болтами, забивая их легкими ударами молотка.
      Предварительно смажь болты техническим вазелином.
      6. Надеть шайбы и навинтить корончатые гайки, затягивая их до упора.
      7. Просверлить отверстия в болтах для шплинтов.
      8. Законтрить тайки шплинтами.
      9. Приклепать к площадке основания додмоторнои рамы фибровые прокладки под лапы дартера мотора.
      10. Согласно указаниям установочного чертежа опилить фибровые прокладки настолько, чтобы обеспечить необходимый угол установки мотора.
      11. Подогнать боковой подкос подаюторной рамы по узлам крепления к лонжерону крыла и к подмоторной раме (работа слесаря 4 — 5-го разряда).
      12. Развернуть отверстия в узлах крепления подкоса моторной рамы.
      13. Соединить болтами (контрить гайку шплинтом) подкосы моторной рамы.
      Стыковка крыла
      1. Установить фюзеляж в линию полета при помощи нивелира (работа слесаря 5 — б-го разряда).
      Линией полета называется такое положение самолета, при котором продольная и поперечная его оси горизонтальны.
      2. Подвести крыло к фюзеляжу (с моторным отсеком) и установить на козелках-домкратах (фиг. 280).
      3. Совместить стыковочные узлы крыла и моторного отсека, пристыкованного к фюзеляжу, и вставить бородки в отверстии узлов.
      4. Отрегулировать положение крыла по отношению к Фюзели жу, выдержав все углы и симметрию (работа слесаря 5 — 43-го пая ряда). v
      5. Проверить взаимное расположение отверстий в стыковочных узлах; в случае несовпадения отверстий разметить их и затем распилить до получения концентрических отверстий (работа слесаря б — 6-го разряда).
      6. Распилить .круглым напильником отверстия стыковочных узлов так, чтобы оси их совпали.
      7. Развернуть отверстия стыковочных узлов до требуемого размера специальным набором разверток при помощи пневматической машины (фиг. 281).
      8. Вставить болты в отверстия стыковочных узлов, проложить шайбы и навинтить гайки (фиг. 282).
      9. Разметить отверстия в болтах для шплцнтов.
      10. Просверлить отверстия в стыковочных болтах под шплинты.
      11. Вставить болты в отверстия стыковочных узлов.
      12. Зашплинтовать болты.
      ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
      В общем объеме работ по производству металлического самолета слесарно-сборочные работы по своей трудоемкости и количеству требующихся рабочих имеют довольно большой удельный вес. Поэтому рационализация приемов слесарно-сборочных работ, организация и механизация труда в сборочных цехах приобретают особо важное значение.
      Рационализацией приемов работы достигается сокращение движений, ускорение и совмещение отдельных операций, вследствие чего вырабатываются трудовые навыки, которые помогают дальнейшему развитию рационализации трудовых процессов.
      Примером такой рационализации может служить приклепывание двух угольников к закрытому П-образному профилю. Это была трудоемкая операция, так как ее выполняли вручную, пользуясь неудобной поддержкой. Вместо этой поддержки стали за-
      кладыватъ внутрь профиля квадратную поддержку, которая почти касается торцов стержней заклепок, находящихся в противоположных стенках «профиля. В то же время для клепки стали применять пневматический молоток (фиг. 283). Удар «наносят пневматическим молотком по головке одной заклепки, а противоположная заклепка удерживается подручным, который поддерживает ее головку поддержкой. Вследствие вибрации поддержки, вставленной внутрь «профиля, "одновременно расклепываются обе заклепки (фиг. 284).
      Правильная орг анизация труда также способствует повышению производительности. Тщательная подготовка рабочего места является одним из условий успешной работы. Рабочее место и находящееся на нем оборудование должно быть исправно и обеспечено заготовками, инструментом и вспомогательными материалами.
      Рациональное оснащение рабочего места также связано с требованиями порядка. Работа слесаря-сборщика характерна тем, что машинное время через короткие промежутки чередуется с ручными приемами. Поэтому рациональное оснащение оборудованием и правильное его размещение дают большую экономию во времени.
      Использование переносного ящика, в котором должны находиться инструменты, необходимые для выполнения лой операции, за которой закреплен слесарь-сборщик, позволяет «поддерживать порядок на рабочем месте.
      Освобождение квалифицированных рабочих от работ, не соответствующих их квалификации, также повышает производительность труда. Например, выполнение клепки, зачистки и т. п. операций другими рабочими увеличивает производительность труда слесарей-сборщиков.
      Целесообразным является и отделение вспомогательных работ от основных: введение особых рабочих, обслуживающих рабочие места, устраняет большие потери времени слесарей на хождение за инструментом, деталями и т. п.
      «Выполнение работы в лучших условиях также увеличивает «производительность труда. Например, при сборке патрубков на моторе с соединением их дюритовыми шлангами и затягиванием специальными хомутами, установка патрубков на мотор и установка и затягивание хомутов выполнялись на машине в неудобных условиях. После того, как некоторые из этих операций
      предварительной сборки были перенесены на верстак, т. е. в лучшие условия, сразу повысилась производительность труда.
      Уменьшение припусков на обработку также сокращает время на сборку. На обработку припусков тратится иногда больше времени, чем на выполнение основной операции.
      Введение приспособлений освобождает рабочих от трудоемких работ и ускоряет процессы сборки, наиример, применение шаблонов при разметке ускоряет процесс разметки и даже устраняет его при использовании специального шаблона для сверления.
      'Внедрение механизации по основным и вспомогательным работам повышает производительность труда и облегчает работу слесарей-сборщиков. Механизация — это переход к такому способу работы, при котором весь процесс обработки или ряд операций выполняют при помощи механизмов, причем рабочий лишь управляет этими механизмами.
      Применяя, например, тихоходную дрель для завинчивания гаек на болты в (узких местах, вместо завинчивания их ключом вручную, значительно сокращают время на выполнение этой операции.
      Применение гайковертов и ключей с ограничителями затяжки гаек, отрегулированных на определенное усилие, значительно улучшает качество работы и во много раз сокращает время, затрачиваемое на выполнение этой операции вручную.
      Механизация зачистки царапин, возникающих на дуралюминовых деталях ,при неосторожном обращении с ними, дала возможность быстро и хорошо зачищать даже глубокие царапины. Для этого в обычную пневматическую дрель вставляют стержень 8 X 50 м.н. На этот стержень насаживают войлочный диск диаметром 50 — 60 мм н толщиной 10 — 15 мм и для зачистки применяют касторовое масло, смешанное с пемзой (до пустоты сметаны).
      Немаловажное значение имеет использование в адехах окончательной сборки очень удобного о б о р у д о-в a-и ия, называемого вариофлексом. Дариофлекс представляет собой электромотор с гибким валом, па конце которого посредством зажимной втулки можно закреплять различные инструменты: фрезы, сверла, развертки, войлочные круги, гайковерты, отвертки и т. п. Этот электромотор можно помещать на верстаке, тележке, монорельсе или подвешивать неподвижно.
      Применение пневматической машины для развертывания отверстий в стыковочных узлах позволило более быетрб и удобно выполнять операцию развертывания.
      Изменение и улучшение технологического процесса также повышает производительность труда. Например, при развертывании отверстий для соединительных болтов раньше (пользовались большим количеством цилиндрических разверток, диаметры которых разнились лишь на 0,2 мм. Применение для работы конусной развертки дало большую экономию во времени. Этой разверткой развертывают отверстие до ее ррохода насквозь и получают отверстие, диаметр которого равен наибольшему диаметру этой конусной развертки, т. е. на 0,2 мм меньше требующегося (из опыта стахановцев). Последние 0,2 мм снимают при помощи двух цилиндрических разверток, диаметры которых разнятся на 0,1 мм.
      Хотя развертывание одной конусной разверткой отнимает больше времени, чем развертывание одной цилиндрической разверткой и составляет 15 — 18 мин. (зависит от толщины и качества материала), но зато одна конусная развертка заменяет 20 цилиндрических, работа которых требовала от 40 до 60 мин.
      Конусная развертка позволяет снимать металл равномерно и получать правильное отверстие.
      Таких примеров стахановской работы по улучшению качества продукции и повышению производительности труда огромное количество, и в работе нового слесаря-сборщика на заводе есть много возможностей для применения своей инициативы и творческих способностей.

 

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru