НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Технология изделий из древесины. Гончаров, Башинский, Буглай. — 1990 г.

Николай Абрамович Гончаров
Валентин Юшанович Башинский
Борис Мартынович Буглай

Технология изделий
из древесины

*** 1990 ***



DjVu


<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 


      ВВЕДЕНИЕ
      Развитие человечества в прошлом и будущем тесно связано с использованием природных ресурсов земли. Лес — это один из важнейших природных ресурсов. В далеком прошлом лес давал человеку пищу, укрывал его от зверей и природных невзгод, давал тепло, приобщил человека к мышлению и труду. Древесина — древнейший конструкционный материал, который человек использует с самых ранних стадий своего существования. Развитие материальной культуры человеческого общества на всех этапах его истории было тесно связано со все расширяющимся использованием древесины в быту, строительстве и искусстве. Из древесины изготавливались первые орудия охоты и труда. Жизненно необходимый человеку огонь добывался им трением сухой древесины. Важнейшие изобретения человека связаны с использованием древесины: колесо, ложка, велосипед, мебель и многие другие жизненно необходимые изделия впервые были изготовлены из древесины. Благодаря этим изобретениям появились ремесла с использованием прядильных, ткацких, токарных и гончарных станков, изготовленных также из древесины. С развитием промышленного производства роль древесины в жизни человека постоянно возрастала. Из нее строили жилище, мосты, суда, вагоны и самолеты. В середине текущего столетия благодаря научно-техническому прогрессу в области изготовления высокопрочных легких сплавов и полимеров древесина постепенно вытеснялась из машиностроения, авиа- и вагоностроения и крупного судостроения. Тем не менее роль древесины и изделий из нее в народном хозяйстве не снизилась и сохранится в дальнейшем. Количество изготавливаемой из древесины продукции из года в год растет.
      В настоящее время из древесины изготовляют продукцию многих тысяч наименований. Успехи науки расширяют возможности переработки древесины за счет лучшего ее использования и сочетании с новыми материалами и благодаря изменению свойств древесины в нужных направлениях. Особо обработанная древесина заменяет цветные металлы в подшипниках и других деталях машин. Основное достоинство древесины как при родного продукта состоит в том, что ее ресурсы естественно восстанавливаются. В то время как запасы ископаемых природных продуктов ограниченны, запасы древесины при умелом ис-нользопапии лесов неограниченны. Это возможно только при условии охраны лесов и научно обоснованных режимов их использования. На рис. 1 показана схема последовательности использования древесины в деревообрабатывающих производствах. В период индустриализации лесоперерабатывающая промышленность по темпам развития отставала от машииостроения. В 50-е годы это отставание можно было фиксировать по внедрению принципов взаимозаменяемости периодом 20 — 25 лет: система допусков и посадок в машиностроении быпа внедрена в 30-е годы, а в деревообработке только в 1953 г.
      Лесоперерабатывающая промышленность обрела самые прогрессивные формы массового индустриального производства, в котором широко используются новейшие достижения научно-технического прогресса. Как видно из рис. 1, одной из преобладающих частей лесоперерабатывающей промышленности является деревообрабатывающая, включающая различные производства. При этом все эти производства можно подразделить на две группы. Группу первичной обработки древесины и группу вторичной обработки. В первую группу входят производства пиломатериалов, фанеры, плит, шпона и т. п., для которых характерно потребление лесоматериалов и изготовление из них полуфабрикатов путем механической и гидротермической обработки древесины и ее склеивания. Для второй группы производств характерно использование в качестве исходного сырья полуфабрикатов из древесины, осуществление также механической обработки и склеивания, сборки и отделки изделий, непосредственно используемых человеком в его деятельности. Несмотря на большое разнообразие видов конструкций и назначения изделий из древесины, их производство организуется на основе общих технологических принципов. Эти принципы обусловливаются специфическими свойствами древесины. На основе этих принципов излагается технология изделий из древесины в обобщенном виде.
      Б соответствии с решениями XXVII съезда КПСС и последующими постановлениями перед деревообрабатывающей промышленностью поставлены задачи совершенствования, повышения эффективности и качества продукции. Обеспечение каждой семьи отдельной квартирой потребует резкого увеличения выпуска изделий из древесины — мебели, оконных и дверных блоков, паркета и т. п. Для интенсификации технологических процессов производства изделий из древесины используются новейшие достижения науки и техники: автоматизированные системы управления, вычислительная техника, новые виды энергии, робототехника и т. п.
      Все особенности организации производства и технологии изделий из древесины можно изучить на примерах производства мебели п столярпо-строитсльных деталей. Эти производства наиболее значимы по объемам изготавливаемой продукции и значению и народном хозяйстве.
      В производстве изделий имеются автоматизированные производственные участки (например, в производстве спичек). Один из главных факторов развития производства изделий из древесины — -это инженеры, имеющие квалификацию широкого профиля, способные руководить сложной системой современного производства. Инженерная подготовка — это особая форма развития человеческого мышления такого качества, которое требуют единства цели учащихся и эффективности преподавания. Для достижения высокого уровня квалификационной подготовки инженера необходимо искреннее желание учащихся и освоение всей изложенной в учебнике информации, являющейся только основой формирования инженера.
     
      § 1. ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ - ОБЪЕКТ ЭКСПЛУАТАЦИИ
      Изделия из древесины — один из самых древних объектов, используемых человеком. Жилые дома, мебель, транспортные средства и их детали, тара, спортинвентарь, музыкальные инструменты и многие другие предметы — составляют значительную долю среды, в которой обитает человек и которые удовлетворяют самые разнообразные материальные и духовные его потребности. Конструкция изделий нз древесины, внешний вид и способы их изготовления (технология) претерпевали изменения вместе с развитием общества, отражая его уровень и стимулируя его прогресс.
      Общее представление о разнообразии изделий из древесины дано на рис. 2. Каждое из указанных в классификации изделий производится путем выполнения многих элементарных работ (операций) над его деталями, затем его собирают с использованием как изготовленных деталей, так и комплектующих изделий, получаемых из других предприятий, иногда сделанных из металлов, пластмасс, стекла и других материалов.
      Классификация изделий из древесины, как и любых других, возможна по разным признакам. Чаще всего изделия из древесины классифицируют по назначению, например мебель, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, столярно-строительные изделия и т. д. В свою очередь мебель разделяют на мебель для сидения, лежания, мебель-хранилище и т. д. Музыкальные инструменты подразделяются на клавишные (рояли, пианино) и струнные (гитары, скрипки, мандолины и др.). Наиболее полно такая классификация разработана применительно к мебели. В соответствии с этой классификацией различают мебель бытовую, или мебель для жилых и общественных зданий.
      Классификация изделий по назначению необходима для составления планов производства (предприятием, объединением, ведомством), разработки ассортиментных планов торговых организаций, а также для проведения унификации типоразмеров деталей, применяемых в разных изделиях, и типизации технологических процессов их. изготовления. Для изучения основ конструирования и технологии изготовления изделий более важна классификация изделий по конструктивному признаку.
      Такая условная классификация для учебных целей может быть построена на основе особенностей и степени сложности конструкций изделий. В соответствии с ней все изделия из древесины можно разделить на два класса: одноэлементные и многоэлементные. К классу одноэлементных изделий относятся простейшие изделия, состоящие из одной детали (элемента). Такая деталь-изделие может быть цельной, т. е, изготовленной из одного куска (заготовки) древесины, и клееной, т. е. изготовленной из предварительно склеенных нескольких заготовок (для предупреждения возможного коробления и увеличения прочности) и обработанных как одна деталь. К таким изделиям можно отнести цельные и клееные лыжи, бильярдные кии, ткацкие челноки, трости, линейки, спиннинговые удилища, разделочные доски и тому подобные изделия.
      Другой класс в классификации составят м погозлемситные изделия, т. е. изделия, состоящие из нескольких или многих деталей, каждая из которых до сборки подвергается механической обработке для придания ей определенных размеров и формы. Кроме того, внутри каждого класса можно различать два подкласса: подкласс изделий плоской конструкции и подкласс более сложных изделий пространственной конструкции.
      В подклассе изделий плоской конструкции различают две группы изделий: рамной и щитовой конструкции. К первой группе относятся оконные и дверные блоки, чертежные угольники, рамки различного назначения (для картин, каминных экранов й др.). В другую группу входят изделия в виде щитов, например чертежные доски, двери щитовой конструкции, паркетные щиты и доски и др.
      В подклассе изделий пространственной конструкции различают две группы изделий: решетчатой и корпусной конструкции. , К первой группе изделий относятся стулья, этажерки, обеденные и журнальные столы и др., ко второй группе — всевозможные корпусные изделия. Они могут быть каркасной и бескаркасной конструкции. К каркасным относятся изделия, конструкция которых предусматривает образование сначала из брусьев или брусков жесткого каркаса, обшиваемого затем брусками или щитами, например при изготовлении деревянных контейнеров и маломерных судов, фургонов и т. д.
      В рассматриваемой классификации можно проследить постепенное усложнение конструкции изделий из древесины. Одноэлементные и простейшие плоские многоэлсмснтные изделия повторяются в тех или иных сочетаниях, в более сложных конструкциях решетчатых и корпусных изделий, Схема одного из
      вариантов классификации приведена на рис. 2. Приведенная классификация согласуется и с производством. Некоторые предприятия специализируются на выпуске одноэлементных и сложим* изделий: фабрики и цехи по производству столов, стульев, автофургонов, корпусной мебели, корпусов телевизоров и т. н. Когда цехи или предприятия специализируются на изготовлении определенных изделий или деталей из представленных в классификации групп, устанавливают и предметную специа лпзацию производства.
      Такой принцип классификации удобен при изучении учебного курса, но он не является единым, исчерпывающим для отраслей промышленности и народного хозяйства в целом. В общесоюзном масштабе для упрощения обработки информации при решении задач по планированию, учету и снабжению в автоматизированных системах управления (АСУ) используется Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСК.К и ТЭИ). Она включает как составную часть Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП). ОКП построен по десятичной системе кодирования. Цифровой код ОКП состоит из двух частей: классификационной и идентификационной. Блок классификационной части кода ОКП включает высшие группировки классификации продукции с использованием серийно-порядковой системы кодирования из шести первых знаков.
      Идентификационная часть кода включает последние четыре знака, отражающие внутривидовые группировки и характеризующие конкретные изделия по их исполнению — артикулу и индексу.
      Кодовое обозначение изделий по ОКП проводится по формуле: 2 — 1 — 1 — 1 — 1 — 4. Первые два знака в этой формуле укалывают высшую ступень классификации — класс, признак отраслевой принадлежности (мебель относится к классу 56). Последующие однозначные цифры определяют последовательно: подкласс — назначение изделий (бытовая мебель имеет подкласс 1); группа--видовой признак (шкафы имеют группу 5); подгруппа-- признак функционального назначения (шкаф для платья — 1); вид признак конструктивной особенности (однодверный — 1, двухдверный — 2).
      1 [оследующие четыре знака идентификационной части кода укалывают порядковый регистрационный номер изделия, отражающий характеристику его исполнения (артикул и индекс по прейскуранту розничных цен с учетом применяемых материалов, методов отделки и т. п.).
      ОКП отражает сложившуюся в СССР специализацию про-н толстя. Он систематизирует промышленную продукцию по принадлежности, изготавливаемой по действующим г I Линар гам и нормативно-технической документации. В самостоятельные классы выделена продукция машиностроения — 41, станкостроения — 47, автотракторное и сельскохозяйственное машиностроение — 45. ОКП позволяет кодировать всю промышленную продукцию с учетом характеризующих ее признаков. На основе ОКП разрабатывается общий классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции для стран СЭВ
     
      § 2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ЕЕ ЗАДАЧИ
      Большинство изделий из древесины относится к предметам, составляющим среду обитания человека в жилых и общественных зданиях и сопровождающим нас всю жизнь, например мебель, спортивный, хозяйственный и культурный инвентарь. Предметная среда оказывает материальное и социальное воздействие на человека, его идеалы, создает условия для полноценной трудовой деятельности, учебы, быта и отдыха. Гармонизация предметной среды, окружающей человека, одна из важнейших задач нашего общественного строя, создающего реальные условия, чтобы жизнь человека формировалась и по законам красоты.
      Теперь уже почти нет предметов и вещей, в создании которых не принимал бы участия художник-конструктор — дизайнер, целью которого является формирование гармонической, предметной среды в целом, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.
      Техническая эстетика определяет согласованные между собой красивые формы отдельных полезных предметов, создаваемых массовым производством с необходимым функциональным и композиционным единством на базе прогрессивных технологических методов производства, с минимальными затратами труда и материалов.
      Художник-конструктор, начиная создавать предметную среду (в которой трудится человек) и сами орудия производства, обязан использовать при этом данные других наук о человеке — антропометрии, гигиены, физиологии, психологии, что вызвало необходимость появления на стыке новой науки о взаимоотношениях «человек — предмет», «человек — машина», «человек — среда», называемой эргономикой. Таким образом, изделие массового производства квалифицированно оценивается: по общественной необходимости — социологом; по техническому совершенству — инженером; по эстетическим достоинствам — художником; по удобству пользования — эргономистом; по экономической целесообразности — экономистом. Чаще всего функции художника и эргономиста совмещаются в одном лице-дизайнере, который компетентен в этих двух направлениях.
      В связи с расширением полномочий промышленных предприятий и получением ими прав на совместный выпуск продук-
      пни с зарубежными предприятиями возрастает необходимость повышения конкурентоспособности отечественных товаров и повышения уровня их качества как но техническому совершенству, так и по эстетическим достоинствам и удобству пользования. Эстетические требования к изделиям зависят прежде всего от их функционального назначения и среды, в которой изделия функционируют. К мебели, например, обычно предъявляют следующие требования: единство (взаимосвязь) красоты и полезности; единство формы и содержания; красота не за счет украшательства; соответствие изделия рациональному типажу и номенклатуре; согласование с другими изделиями, гармоничное вхождение в интерьер; возможность блокировать в функциональные и художественные группы; отсутствие шума, запаха, громоздкости; соответствие санитарно-гигиеническим и эргономическим требованиям; красота формы как совокупность художественных качеств, выраженных во внешних очертаниях, членениях, пластике набора изделий, изделия, его элементов и деталей; красота фактуры и рисунка лицевых поверхностей и облицовочных материалов, насыщенность и чистота цвета, интенсивность тона, оттенки, гармония цветовых сочетаний, соответствие цвета, фактуры и рисунка форме изделия; специальные художественные требования соблюдения стилевых традиции национальных или региональных художественных школ, например, для увязки с другими изделиями.
     
      § 3. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ФОРМ И КОНСТРУКЦИЙ ИЗДЕЛИЙ
      Требовании технической эстетики к каждому виду изделий должны быть выявлены и сформулированы на основе анализа лучших образцов выпускаемых изделий подобного типа и существующих традиций по их форме, изучения функциональных зон эксплуатации изделий и динамики потребностей человека. При этом необходимо учитывать наличие материалов и экономическую целесообразность применения художественных средств.
      С повышением благосостояния возрастают возможности у потребителя в приобретении вещей более высокой художественной ценности. Но возникает положение, когда человек может спои средства направить на приобретение предметов большей необходимости.
      У некоторых предметов, например у смычковых музыкальных инструментов, внешний вид не меняется веками, другие предметы подвержены влиянию моды и развитию технологии. На ряд предметов установлены предпочтительные типы и размеры, например холодильники, размеры которых учитываются при проектировании кухонной мебели. Стандартом на функциональные размеры регламентируются разные виды мебели.
      Мебель-хранилище зависит от габарита и способов укладки хранимых вещей (книг, одежды, посуды).
      кресел, диванов, кроватей увязаны с анатомическими особенностями строения тела человека, а также с эрюномическими требованиями, зависящими от условий работы, например выполняемой при сидении в кресле.
      Рабочее сиденье должно быть удобным для выполнения планируемых работ, допускать регулировку по высоте и по положению тела и гарантировать от неправильной позы. Покрытие кресла должно обеспечивать вентиляцию во избежание потливости и равномерное распределение давления.
      Стул чертежника у доски предполагает более высокую посадку. Кресло оператора имеет дополнительные опорные поверхности у спинок, локотников и и других местах для лучшего удерживания оператора на месте и сочетание твердой и мягкой обивки в разных местах. Спинка бытового стула обычно имеет наклон 10 — 15°, иногда ее делают с изломом - «линией Аккер-блома». Сиденье пассажира в самолете — с регулируемым наклоном до 45°, с подушками для головы. У диванов чаще всего сиденье наклоняется на 3° назад, а угол его со спинкой около 105°.
      У кроватей устанавливается наименьшая длина и ширина, чтобы постельные принадлежности не собирались в складки, человек мог во время сна менять позу, а благодаря податливости мягкой поверхности в любом положении лучше распределялось давление на тело. Мягкость поверхности у мебели для длительного отдыха должна быть больше, чем у мебели для кратковременного отдыха. В детских кроватях и некоторых медицинских излишняя мягкость даже вредна, так как деформирует положение ПОЗВОНКОВ.
      У столов письменных, рабочих и общего пользования, а также стоек, верстаков рабочая высота, ширина и глубина свободного пространства должны соответствовать размерам коленей и ступней ног.
      Размеры мебели для сидения зависят также от предполагаемого количества посадочных мест, требований компактности помещений, а также возраста детей. (Обычно пользуются утвержденными нормативами). При установлении размеров изделий, контактирующих с антропометрическими характеристиками человека, обычно используются статистические средние, средневзвешенные или предельные размеры. Значительно лучше конструкции изделий, если они позволяют регулирование функциональных размеров. Существуют конструкции письменных столов с регулируемой высотой крышки, кресел — высотой сиденья, детских кроватей - длины. Место эксплуатации мебели также влияет на форму и конструкцию. Для однокомнатной квартиры мебель целесообразна компактная, трансформируемая, стеллажная с многофункциональным назначением емкостей, ныд-пижными и выкатными изделиями обихода. В многокомнатных квартирах условия позволяют использовать гарнитуры для спальни, столовой, кабинета, детской комнаты. В каждом случае требуется увязка внешнего вида изделий по функциональным зонам для одной комнаты или по комнатам. Смешение стилей художественного оформления, чрезмерное употребление однотипных деталей декора вызывает неприятное впечатление.
      Другие изделия интерьера следует также увязывать с текстурой и отделкой мебели, например корпус пианино, телевизора и других предметов интерьера.
      Внешний вид деталей домостроения — окон, дверей, паркетных щитов и деревянных домов устанавливается ГОСТом, СНиПами и архитектурным проектом, в котором учитывается архитектура города или деревни, назначение дома как жилого, производственного, культурно-развлекательного, медицинского, учебного и др. Законодателями форм и размеров деталей домов являются отраслевые институты Государственного комитета ( ССР по делам строительства, которые издают нормативные акты, утверждаемые Госстроем СССР и обязательные для выполнения проектирующими организациями.
      С точки зрения экономики целесообразно унифицировать хлеменш конструкций (уменьшать количество типоразмеров). Это дает возможность увеличивать серийность выпуска, производи п. специализацию и автоматизацию, повышать производительной. груда. Благодаря унификации щитов корпусной ме-fnviii, [i.i ip,Мотанной Московским ТНПО «Центромебель», co-крн шлоп. время на переоснащение автоматических линий, возрос коэффициент использовании рабочего времени, облегчились унаковкм легален и транспортирование изделий в разобранном виде, что снизило транспортные расходы. Наличие каталогов унифицированных деталей с указанными размерами и допусками позволило упростить проектирование изделий и способствовало разработке системы автоматизированного проектирования (САПР).
      Унификация вызвала необходимость предусмотреть разнообразие внешнего вида изделий. Решение было найдено путем комплексного проектирования каждого варианта конструктивной основы (каркаса.) изделия со многими вариантами его внешнего вида с различным декором за счет варьирования фактуры облицовочных материалов, различных форм декора из жесткого полиуретана, разнообразия фурнитуры. Этим приемом удается осуществлять имитацию прошлых стилей (ретро).
     
      § 4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ
      Проектирование предметной среды, окружающей человека, представляет собой решение комплекса задач утилитарно-функциональных, конструктивных, эстетических, психофизиологических, технологических, экономических и других специальных, соответствующих особенностям изделий. Эстетические вопросы не являются объектом деятельности инженера-технолога, но поскольку он является ответственным за качество продукции в целом, ему необходимы знания о содержании, приемах и возможностях творчества дизайнера.
      Рассмотрим главные из этих правил и приемов.
      Творческий процесс по созданию художественной формы изделия иногда называют композицией. Это же определение используют и для обозначения результата этой деятельности, обладающего определенными художественными качествами. Дизайн определяет качественную сторону композиции как комплекс следующих категорий: единство формы и содержания, образность; целостность, композиционное единство; пропорциональность; тектоничность; масштабность; соответствие окружающей среде. Указанные понятия характеризуют различные стороны проявления красоты предмета в целом. Следует отметить, что все они относятся к качественным характеристикам, учитывающим роль человеческого фактора, т, е. потребителя с его индивидуальными вкусами.
      Как известно, форма изделия обычно воспринимается человеком как бы двумя началами: интуитивно-эмоциональным и логическим. Создавать свою предметную среду человек может только по законам природы, так как все интуитивно-эмоциональное в нем самом, а логически-научное происходит от природы. Поэтому художник часто переносит образы из природы, будучи уверен, что они будут поняты человеком.
     
      Единство формы и содержания, образность
      Соответствие формы и содержания важно обеспечить в изделии для лучшего его функционирования в соответствии с назначением, в связи с окружающей средой, а также для эмоционального воздействия. Художественная форма должна раскрывать функциональное назначение изделия, его значимость, радовать человека полезностью предмета. Человек не должен утомляться сложностью формы или представлять себе что-то несвойственное данному предмету, получив дезинформацию о его назначении. Мебель для кухни не должна производить эффект горячего цеха красным цветом, так как на кухне тепло от плиты п поэтому «холодные» тона более приемлемы.
     
      Кресло
      у парикмахера не должно напоминать кресло зубного врача, а кресло в театре не может по высоте быть одинаковым с креслом судьи, олицетворяющим высокое значение правосудия.
      Применением специальных художественных приемов дизайнер может передать ощущение тяжести, массивности, прочности или легкости, парения в воздухе, динамичности или неподвижности предмета. Чередованием одинаковых элементов формы и разной степенью их учащения можно придать изделию эмоциональное воздействие ритма и направленности движения. То же можно осуществить, если силуэт изделия выполнить с нарастанием или убыванием массы.
      Применяя цветовые колористические решения, можно создавать вид повседневности или парадности, динамичности, солнечности и сумерек. У разных людей и целых народов одни и те же цвета могут вызывать разные ассоциации. Чаще всего это связано с природными условиями проживания. Например, южане и северяне могут по-разному относиться к светлой и темной окраске мебели. Образные формы, взятые из природы и стилизованные, тоже могут вызывать разные эмоции у разных народов.
      Целостность, композиционное единство формы отдельного изделия и ансамбля изделий, является одним из условий усиления эмоционального воздействия на человека. Как и все системное в природе, целое — это не сумма составляющих его элементов, так как в нем, кроме особенностей этих элементов, появляются новые особенности, дополняющие воздействие частей. Б этом случае говорят о композиционной связи в дополнение к функциональной и конструктивной.
      Б каждом произведении искусства всегда присутствует композиционный замысел со своей структурой частей, иерархией главенствования их между собой, взаимозависимостью и дополнением друг друга. Главный замысел в композиции обычно выделен более наглядно, масштабно, второстепенный — более мелкими штрихами. Так. фасад корпусной мебели оформляют всегда нагляднее, чем остальные поверхности, и его облицовку делают, как правило, натуральным строганым шпоном, в котором под слоем лака проявляется красота текстуры, а элементы декора и художественная фурнитура, подобранные к текстуре древесины, дополняют эстетическое восприятие, образуя единую композицию, созданную по единому замыслу. При непрозрачной однотонной отделке эмалью главное воздействие производится за счет декоративных элементов и фурнитуры. Расположение ансамбля изделий в стеллажной или в секционной мебели секции разных по функциональному назначению составляют так, чтобы они образовывали единую композицию с художественно-системным расположением их фасадных поверхностей, продуманным чередованием высоты изделий,
      учетом количества однотипных повторяемых элементов. При этом главное в композиции может быть в центре пли с одного края, а остальные части оформления должны иметь направленность к главному, создаваемую учащением ритма, асимметричностью форм изделий, масштабностью их элементов. Разобранный на части такой ансамбль теряет композиционную целостность.
      Для изделий, наблюдаемых объемно, например кресел, стульев столов, целостность, композиционное единство ансамблей требует проработки логичности объемно-пространственной структуры каждого изделия и всего ансамбля в целом. Сложность этого решения состоит еще и в том, что ансамбль должен быть привлекателен при разных положениях и поворотах изделий (стульрв и др.), т. е. при изменении объемно-пространственной структуры. Художественный талант, развитые вкус и фантазия в сочетании с большим трудом по проработке многих вариантов композиции па макетах — главные составляющие успеха дизайнера.
      Еще одним условием композиционного единства является общность стилевого решения всех элементов ансамбля. Через ряд элементов изделия или ансамбля должно пройти что-то единое стилевое, хотя они могут отличаться нюансами пластики или жесткости форм. Так, обеденный стол и стулья вокруг него могут иметь ножки сходные по очертанию. В ансамбль могут входить изделия не только одного утилитарного назначения, но и любые другие, например мебель, торшеры, вазы с цветами, скульптуры, элементы ландшафта и др. Все предметы ансамбля должны организовываться в пространстве, взаимно дополняя друг друга.
      Ансамбль изделия композиционно подчиняется главному назначению. Например, в кухонной мебели изделия расставляют так, чтобы удобнее и экономичнее работать при приготовлении пищи: пути передвижения должны быть минимальными, работать можно было бы сидя, для большего простора табуреты, холодильник, мойку, шкафы для посуды и продуктов располагать целесообразно, архитектурно связанно, а все разнообразное содержимое прятать за дверцы во избежание дисгармонии.
      В художественном отношении ансамбль может быть построен не только на основе сходства, но и на контрастах форм, величии, пропорций, цвета, фактуры, отделки, по единому замыслу, с образованием единой композиции.
      Пропорциональность, или соразмерность, линейных величин, площадей и объемов всех элементов композиционной системы друг с другом и со всем ансамблем в целом эмоционально и логически воздействуют на человека.
      Волыпинство здании крупнейших архитекторов прошлого особенно выделяются этим достоинством, например здание Моссовета. Так, архитектор В. В. Растрелли запроектировал для помещений Зимнего дворца с высокими потолками стулья с более высокими спинками, где они хорошо сочетались с высотой помещения. Некоторые из придворных, подражая царским покоям, заказали себе такие же стулья, но в помещениях с низкими потолками они смотрелись уродливо, так как были нарушены пропорции.
      Одним из приемов достижения гармонии ансамбля может служить изменение пропорций деталей переднего и заднего планов композиции. Для пропорций предметов существуют формальные правила оптимальных пропорций золотого сечения, динамического квадрата и конкретных указаний о пропорциях идеальной человеческой фигуры (мужчины, женщины, ребенка). По правилу золотого сечения (ряд Фибоначчи) сумма длины и ширины предмета должна так относиться к его длине, как длина к ширине, т. е. длина к ширине иметь соотношение 0,618:0,382. При применении пропорций «малой функции» берут соотношение 0,528 : 1. Правило применяют и к расчету пропорций сечений элементов профилируемых погонажных деталей.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru