НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Основы токарного дела. Оглоблин А. Н. — 1964 г.

 

Оглоблин А. Н.

ОСНОВЫ ТОКАРНОГО ДЕЛА

*** 1964 ***

 


DJVU


<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 


      ФPAГMEHT УЧЕБНИКА (...) Механизм коробки скоростей рассматриваемого станка позволяет:
      1) увеличивать в 8 и 32 раза передаточное отношение между цепью подач и шпинделем, что необходимо для нарезания резьб с большим шагом;
      2) нарезать правые и левые резьбы;
      3) производить деление при нарезании многоходовых резьб (при числе ходов 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 3) и 60).
      Коробка подач станка получает движение от коробки скоростей через сменные зубчатые колеса. Механизм коробки подач позволяет нарезать все установленные ГОСТом резьбы и применять различные подачи при обычной токарной обработке.
      Через ходовой винт с шагом 12 мм, не используя механизм увеличения шага, можно нарезать следующие резьбы: метрические с шагом от 1 до 12 мм; дюймовые с числом витков от 2 до 24 на 1"; модульные с шагом от 0,5 до 3 модулей и питчевые с шагом от 96 до 7 питчей.
      Используя механизм увеличения шага при числе оборотов от 12,5 до 40, можно нарезать резьбы с шагом, превышающим нормальный в 32 раза, а при числе оборотов от 50 до 160 — в 8 раз.
      Через ходовой валик суппорт при любом числе оборотов шпинделя получает продольные подачи от 0,07 до 2,08 мм и поперечные от 0,035 до 1,04 мм на один оборот шпинделя. При числе оборотов шпинделя от 50 до 630 в минуту могут быть получены подачи суппорта — продольные от 2,28 до 4,16 мм, а поперечные от 1,14 до 2,08 мм на оборот шпинделя.
      При нарезании более точных резьб ходовой винт соединяется со шпинделем напрямую (минуя механизм цепи подач) — посредством сменных зубчатых колес. Передаточное отношение этих колес устанавливается соответственно шагу нарезаемой резьбы.
      Виды резьб, включение ходового винта напрямую и подачи устанавливаются путем поворота рукоятки 17. Поворотом рукоятки 18 производится выбор ряда резьб или подач по таблице, а для получения требуемой резьбы или подачи (из данного ряда) необходимо диск барабана за рукоятки вытянуть на себя, повернуть до совпадения риски диска с рнской барабана, после чего подать диск вперед, в прежнее положение.
      В фартуке станка имеется четыре зубчатых муфты, с помощью которых осуществляются прямой и обратный ход продольных и поперечных салазок суппорта. При этом используется только одна рукоятка 9. Направление перемещения рукоятки при включении того или иного движения совпадает с направлением перемещения в четырех направлениях. Ускоренное перемещение суппорта в указанных четырех направлениях осуществляется при нажатии кнопки 8, встроенной в рукоятку 9. При этом происходит включение электродвигателя ускоренных перемещений суппорта. Указанный электродвигатель расположен в правой части станины и сообщает движение ходовому валику. В фартуке станка расположена предохранительная кулачковая муфта, которая срабатывает под действием усилий, возникающих при перегрузке.
      Закрепление задней бабки осуществляется поворотом рукоятки 13, а особо прочное — вращением гайки 16.
      Управление станком модели 1К.62 осуществляется посредством следующих рукояток, маховичков и кнопок (рис. 38): 1 — рукоятка для установки числа оборотов шпинделя; 2 — рукоятка для установки нормального и увеличенного шага нарезаемой резьбы, а также положения при делении (многоходовые резьбы); 3 — рукоятка для установки правой или левой резьбы; 4 — рукоятка для установки ряда (по таблице над рукояткой) числа оборотов шпинделя; 5 — рукоятка для перемещения поперечных салазок; 6 — рукоятка для отсчета поворота и закрепления резцовой головки; 7 — рукоятка для перемещения верхних салазок; 8 — кнопка для включения ускоренных перемещений продольных и поперечных салазок; 9 — рукоятка для управления пелмеше i см продольных и поперечных салазок; 10 — рукоятка для за креп-
      ления пиноли задней бабки; 11 — выключатель насоса охлаждения; 12 — линейный выключатель; 13 — рукоятка для закрепления задней бабки; 14 — выключатель эчектролампы; 15 — маховичок для перемещения пи-ноли задней бабки; 16 — гайка болта для дополнительного закрепления задней бабки; 17 — рукоятка для включения на подачу, резьбу, ходовой винт и архимедову спираль; 18 — рукоятка для установки величины подачи и шага нарезаемой резьбы; 19 — рукоятка для включения, остановки и изменения направления вращения шпинделя; 20 — кнопка для выключения реечного зубчатого колеса из рейки (при нарезании резьбы);
      21 — маховичок для продольного перемещения суппорта;
      22 — кнопочная станция пуска и остановки главного электродвигателя; 23 — рукоятка для включения маточной гайки; 24 — рукоятка для включения, остановки и изменения направления вращения шпинделя.
      3. Уход за токарным станком и безопасность работы на нем
      Уход за станком. Производительность и точность станка, обусловленные его конструкцией и изготовлением, в значительной степени зависят от ухода за ним. Поэтому токарь обязан систематически очищать станок от стружек, пыли и пр. и регулярно смазывать его. Очистку станка необходимо производить, по крайней мере, один раз в смену. Тряпкой или лучше концами, смоченными в керосине, смывают со станка грязь и засохшее масло. Если на станке обрабатывались чугунные детали, нужно щеткой всюду смести стружку. После очистки все обработанные поверхности станка следует слегка смазать маслом, чтобы защитить их от ржавления.
      Особо важное значение имеет своевременное смазывание всех трущихся частей станка.
      В корпус коробки скоростей должно быть налито в достаточном количестве масло индустриальное 30. Коробки скоростей многих станков имеют указатели высшего уровня масла, что облегчает наблюдение за количеством последнего. Смазка механизмов коробки скоростей осуществляется во время работы станка разбрызгиванием масла зубчатыми колесами. Смену масла в коробке скоростей рекомендуется производить не реже, чем один раз в месяц. Если станок запускается в работу впервые, то масло, залитое в коробку при пуске станка, необходимо сменить в первый раз через 10 дней его работы, во второй — после 20 дней и лишь после этого перейти на регулярную смену масла. После спуска отработанного масла коробку следует промыть чистым керосином. Заливаемое масло рекомендуется фильтровать через сетку.
      Очень тщательно следует смазывать подшипники шпинделя станка. У многих современных станков, в том числе и у рассмотренного выше станка модели 1А62, смазка переднего подшипника шпинделя и фрикционной муфты производится посредством специального электронасоса. Необходимо постоянно наблюдать за его исправностью. Если смазка подшипников фитильная, надо при заполнении проверить их исправность. Для этого необходимо, заполнив каждую масленку маслом, вынуть фитили и посмотреть, проходит ли масло к месту смазывания.
      Коробка подач смазывается так же, как и коробка скоростей, разбрызгиванием. Кроме того, иногда для дополнительной фитильной смазки подшипников коробки подач в верхней ее части имеется резервуар для масла. Через фитили и особые трубки масло из этого резервуара поступает к местам смазки. Наиболее ответственные детали фартука, например падающий червяк, смазываются разбрызгиванием масла, заполняющего соответственные резервуары. Все прочие трущиеся поверхности деталей фартука получают фитильную смазку из общих резервуаров, расположенных в верхней части фартука, или через отверстия, закрытые шариком.
      Через такие же отверстия смазываются один раз в смену все скользящие поверхности частей суппорта. Не меньше чем один раз в смену необходимо смазывать чистым маслом направляющие станины и частей суппортов, поверхность ходового винта и ходового валика и их подшипники.
      Необходимо также один раз в смену смазывать пиноль и винт задней бабки.
      Смазывание некоторых частей станка производится техническим вазелином, которым наполняется масленка, имеющаяся вблизи от смазываемых поверхностей.
      Регулировка станка. Исправность действия отдельных частей и точность станка, созданные при его изготовлении, через некоторое время могут быть частично нарушены. Для устранения образовавшихся неисправностей станка необходимо время от времени его регулировать.
      Регулировке подлежат подшипники шпинделя, фрикционная муфта, тормоз, пружина падающего червяка (если он имеется), гайка поперечного суппорта (если она регулируемая), а также все планки и клинья частей суппорта.
      Любую из указанных регулировок может производить сам токарь, но лишь в том случае, если он безусловно уверен, что хорошо знает правила регулировки, а также приемы проверки станка после регулировки.
      Необходимость выполнения этих правил подтверждается следующим простым примером.
      Токарь заметил необходимость регулировки прижимных планок продольных салазок суппорта. Он произвел необходимую регулировку, установив при этом суппорт недалеко от передней бабки, т. е. как раз на том участке направляющих станины, которые изнашиваются обычно больше остальных участков. Если он после этого включит автоматическую подачу суппорта в сторону задней бабки, то как только суппорт дойдет до менее изношенного участка, он заклинится. Поломка механизма подачи почти неизбежна. Этого не случится, если токарь после регулировки прижимных планок вручную переместит суппорт по всей длине направляющих станины.
      Подобные последствия ошибок токаря возможны и при других регулировках станка.
      Безопасность работы на токарном станке. Безопасность работы на токарном станке обусловливается его устройством и различными мероприятиями. Однако травмы токарей и в настоящее время имеют место обычно в легкой, а в отдельных случаях и в тяжелой форме. Причиной несчастных случаев, как правило, является неосторожность и пренебрежение токарей правилами безопасности при работе на токарном станке.
      Чаще всего ранения происходят из-за отлетающей стружки. Известно, что при обработке мягких металлов — латуни, бронзы и т. д. — стружка, как говорят, «фонтанирует». Мелкие кусочки стружки отлетают на большое расстояние от места образования. Даже маленькая стружка может нанести тяжелое увечье, если она попадет в глаз. Еще большую опасность представляют стальные стружки, образующиеся при скоростном резании некоторых сталей.

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru