На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Зодчество. Гольдштейн А. Ф. — 1979 г

 

Гольдштейн А. Ф.

ЗОДЧЕСТВО

Книга для учащихся старших классов

*** 1979 ***


DjVu


ФPAГMEHT КНИГИ (...) Во второй половине 60-х гг. был выстроен ряд крупных общественных зданий, отличающихся яркой индивидуальностью художественного образа.
      При проектировании здания Музея истории космонавтики им. К- Э. Циолковского в Калуге (рис. 257) перед авторами стояла задача создания сооружения, которое явилось бы памятником великому ученому и архитектурный образ которого выражал бы идею освоения космоса. Музей расположен в свободной от застройки зоне на высоком берегу реки. Его формы контрастны естественной природе, что согласуется со смысловым содержанием архитектурного образа. Существенным элементом здания, придающим остроту его композиции. является покрытый алюминием эллиптический купол планетария, который прорезает массивную бетонную плиту крыши. Внешняя форма объема, в котором находится зал планетария, вызывает ассоциации с космическим аппаратом; эта изобразительно-символическая деталь композиции здесь уместна, поскольку здание является музеем, а следовательно, и само служит как бы экспонатом.
      Одно из широко известных произведений современной советской архитектуры — комплекс зданий Совета Экономической Взаимопомощи (рис. 258). Он состоит из 31-этажного административного корпуса, круглого конференц-зала, здания гостиницы и одноэтажного объема в виде платформы, объединяющей все части композиции. Главное здание высотой 105 м от уровня платформы имеет форму двух изогнутых пластин; между ними вставка, в которой размещены лифтовые холлы. Главный вход в здание находится на террасе платформы; для въезда на нее сооружен пандус. Площадка террасы служит кровлей гаража.
      Конструкции зданий комплекса СЭВ выполнены из сборного железобетона, стали и алюминия. В отделке применен широкий набор современных материалов. Сооружение комплекса явилось примером братского содружества стран социализма: в строительстве принимали участие все страны — члены СЭВ. Это здание, благодаря своему расположению, величине и своеобразной пластической композиции, играет исключительную градоформирующую роль в окружающем его городском пространстве, охватывающем набережные по обе стороны Москвы-реки.
      К числу новых вертикалей, играющих существенную роль в силуэте Москвы, относится башня телевизионного центра Останкино высотой 533 м — самое высокое сооружение в мире (инж. Н. Никитин, арх. Д. Бурдин, Л. Баталов, 1964 1967 гг.).
      Наряду со строительством массовых типов производственных, жилых и общественных зданий и таких уникальных общественных комплексов, как СЭВ, возводились постройки, которые вносили разнообразие в городскую среду и служили ее композиционными акцентами. Этим сооружениям придавался своеобразный облик. К их числу относится, например, Дом шахматистов в Ереване (рис. 259). Формы этого здания пластичны, и вся его композиция имеет неповторимый, запоминающийся вид. Внешний объем здания сравнительно невелик, поскольку часть помещений находится в цокольном этаже. Облик сооружения имеет цельную, компактную форму. Внутреннее пространство его объема также воспринимается единым. Наружные ограждения не измельчены проемами: архитектор и здесь стремился к укрупненным формам, применяя в удачных соотношениях глухие и прозрачные участки ограждений. Стены
      сделаны из легкого бетона и облицованы туфовыми плитками золотистого оттенка. Плоскости стен пластично изогнуты на концах фасада, что соответствует свойствам материала, из которого они выполнены, — литого бетона. Благодаря этой форме стены получили трактовку как бы ширм или экранов, ограждающих, но не замыкающих пространство.
      К наиболее интересным произведениям советской архитектуры последнего времени принадлежат административное здание Каракум-строя и республиканская библиотека в Ашхабаде (рис. 260), построенные по проектам архитектора А. Ахмедова. Архитектурные формы этих сооружений выполнены в материалах, которые стали излюбленными у архитекторов 60 — 70-х гг., — в кирпиче и бетоне. Если в 50-х гг. для солнцезащиты устраивали легкие козырьки из тонких железобетонных, асбестоцементных, деревянных, облицованных металлом или пластмассой плит, то в этих зданиях роль затенений играют выступы, образующие рубчатую поверхность плотного массива сооружения. Возможности бетона использованы не только для создания пластичных, весомых форм, но и для образования разных фактур их поверхностей — грубых, гладких, рельефных, орнаментированных. Эта разнохарактерность фактур позволила избежать монотонности однородного материала и создать игру светотени, которая была обычным средством в архитектуре прошлого.
      но до последнего времени мало использовалась в современной архитектуре.
      В этих постройках применен и орнамент. Это не заимствованные из народного творчества орнаментальные мотивы, а созданные архитектором рнсункн, лишь своим ритмом отдаленно напоминающие традиционный орнамент. Неуловимым образом облнк этих зданий нызывает ассоциации с горами, виднеющимися вдалн, с пустыней, которая лежит за городом, с искусственными водоемами, которые испокон веков составляют неотъемлемую часть обстановки местного быта. Несмотря на несхожесть с национальным зодчеством прошлых времен, эти произведения архитектуры имеют внутреннюю связь с местными традициями в искусстве, а также с окружающей средой. Это не копирование традиций, а их продолжение и развитие.
      В 1955 — 1975 гг. в нашей стране были созданы и другие произведения зодчества, архитектурный образ которых, будучи современным, имеет и национальные черты. Таковы, например, Дворец культуры им. В. И. Ленина в Алма-Ате (архитекторы Н. Рипннский и др.), жилой дом на улице Богдана Хмельницкого в Ташкенте (архитекторы А. Косинский и др.), здание художественных выставок в Вильнюсе (архитектор В. Чеканаускас) и ряд других.
      В Тбилиси построено оригинальное по объемно-пластическому решению административно-конторское здание (рис. 261) Использование вертикальных башенных элементов объема в качестве опор всего сооружения удобно для расположения здания на участке со сложным рельефом, а смелая пластика, делающая это произведение архитектуры индивидуальным, запоминающимся, демонстрирует возможности современной строительной техники и вызывает представления о вероятной архитектуре будущего.
      В современной советской архитектуре все большее внимание уделяется расширению и совершенствованию средств образования архитектурно организованной среды человеческой жизнедеятельности. Ныне объектом архитектурно-планировочной работы становится комплекс зданий, район города, город в целом и, наконец, значительная территория, на которой расположено несколько городов.
      Большим событием в развитии советского градостроительства стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О генеральном плане развития г. Москвы» (1971 г.). По этому плану (руководитель работ арх. М. Посохни) предусматривается членение гигантского города на восемь зон с числом жителей в каждой из них в среднем около миллиона человек; в юиах создаются автономные системы организации труда, быта и культурной жизии населения. Запроектированы и в настоящее время строятся скоростные автомобильные магистрали с пересечениями на разных уровнях и дорожными развязками. В центре города, где поток транспорта особенно насыщен, сооружаются подземные транспортные пути и автостоянки. Ведется обширное жилищное строительство, которое учитывает необходимость сохранения объектов, представляющих собой историческую и культурную ценность. При этом имеется в виду сохранение и включение в преобразованную застройку не только отдельных памятников архитектуры, но и целых заповедных зон.
      За последнее время на периферии Москвы выросли новые жилые районы, которые образовали на огромной территории архитектурную среду, не имеющую аналогий в истории зодчества. То же происходит н во всех других городах страны. Это совершенно новая архитектура, новая не только по композиционно-художественному строю и пластике форм, но и как феномен единовременно и планомерно созданной целостной архитектурной среды.
      В практике современного советского градостроительства сочетаются освоение свободных территорий на периферии городов и преобразование существующей застройки в их старой части.
      В 60-х гг. одним из крупнейших реконструктивных градостроительных мероприятий была пробивка н застройка новой центральной магистрали — проспекта Калинина. По единому архитектурному замыслу создан яркий фрагмент городской среды, представляющий собой крупный административнообщественный и торговый комплекс в сочетании с жилыми домами. Ряды 25-этажных зданий, фланкирующие проспект, организуют мощные архитектурно-пластические акценты, подчеркивающие строгость и выразительность застройки.
      Знаменательным событием в советской архитектуре явилось преобразование центра Ульяновска, в основном завершенное к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в 1970 г. Новый центр Ульяновска трактован как система гармоничных ансамблей вдоль живописного высокого берега Волги. Кульминационным элементом объемно-пространственной композиции служит ансамбль Ленинского мемориала (арх. Б. Мезенцев, М. Константинов, Г. Исакович). Он представляет собой строгое по формам здание, приподнятое над землей на столбах. Ансамбль, в который органично вписынаются дома, где родился и провел детство В. И. Ленин, создает торжественный и возвышенный образ.
      Один из наиболее интересных городских жилых комплексов, созданных в самые последние годы советскими зодчими, — жилой район Лазди-най под Вильнюсом (в основном завершен в 1973 г.; планировка арх. В. Че-канаускаса и В. Брединиса, здания по проектам арх. В. Чеканаускаса и др.). Интересен он тем, что здесь осуществлены многие современные приемы планировки и застройки. Территория Лаздиная представляет собой холмистую, поросшую лесом местность. Архитекторы запроектировали здания разной высоты и различной конфигурации, расположили их живописными группами, используя в общей пространственной композиции не только сами здания, ио и ландшафт. Важную роль играют и малые архитектурные формы: подпорные стенки, декоративные водоемы, мощеные дорожки, кирпичные киоски. И повсюду между домами — рощицы, отдельные деревья, кустарники, газоны.
      В успехе этого замысла — заслуга не только архитекторов, стремившихся сочетать суховатые объемы крупнопанельных зданий с очарованием естественной природы, но и строителей, бережно отнесшихся к сохранению природного ландшафта.
      На всей территории жилого района Лаздннай транспортные и пешеходные пути трассированы независимо друг от друга, а дома удалены от проезжей части. В результате в этом жилом районе нет улиц — зрелище, разумеется, несколько непривычное, но для жителей такой планировочный принцип весьма удобен.
      Широко развернулось в нашей стране строительство новых городов. Одними из наиболее молодых и современных индустриальных городов нашей страны являются города автомобилестроителей — Тольятти на берегу Волжского водохранилища (сооружение началось в 1966 г.) и Набережные Челны на Каме, заложенный в 1970 г. Они проектировались на основе новейших достижений градостроительства большими творческими коллективами (руководители — арх. Б. Рубаненко, В. Шквариков, Ю. Бочаров, Е. Кутырев и др.). Эти города формируются по гибкой планировочной системе, предусматривающей их непрерывное развитие и связь с другими населенными пунктами.
      Новые города в нашей стране возникают на базе не только промышленных, но и научных центров. К таким принадлежат выстроенные в 60-х гг. Академгородок близ Новосибирска (арх. М. Белый, В. Иванов, А. Михайлов и др.) и Зеленоград в Московской области (арх. И. Рожин, Ф. Новиков, И. Покровский и др.). Архитектура этих городов отличается новыми планировочными и пространственно-пластическими решениями, в том числе четким функциональным зонированием территории, организацией средствами архитектуры продуманной системы культурно-бытового обслуживания населения, сохранением природной среды, которая активно включена в архитектурно-строительное целое.
      По-своему легендарным стало в нашей стране строительство Нового Ташкента. Когда весной 1966 г. в Ташкенте произошло землетрясение, в работу по восстановлению столицы Узбекистана включились не только строители, но и архитекторы из разных городов страны. Проекты жилых домов и кварталов для Ташкента выполнялись срочно и сверх плана. Вскоре здесь сформировался свой крупный коллектив проектировщиков и были созданы мощные строительные организации. Благодаря предпринятым мерам и трудовому энтузиазму строителей город в короткий срок был восстановлен, при этом он стал благоустроенней и еще прекрасней. Вместо старой одноэтажной застройки здесь возводятся крупные жилые и общественные здания. Архитектура Ташкента отличается яркой современностью и при этом индивидуальным характером. Архитекторы, проектируя для столицы Узбекистана, ищут способы выражения национального своеобразия архитектуры. В этом трудном деле есть не только удачи: при попытках придать новым зданиям национальный колорит порой применяются приемы искусственного «цитирования» форм и композиций прошлого или «намеков» на них. Но это только частности. Можно сказать, что Новый Ташкент, возрожденный с помощью всей страны, стал значительным явлением в советской архитектуре, в практи ке современного градостроения.
      Строительство новых городов и архитектурных комплексов широко развернулось в два последних десятилетия во вновь осваиваемых отдаленных местностях и в сложившихся густонаселенных индустриальных районах. Это строительство проходило в соответствии с ведущей тенденцией времени — планомерным формированием пространственных композиций. В частности, созвездия новых городов возникли в зонах Братской и Красноярской ГЭС на базе предприятий металлургии, машиностроения, угольной и деревообрабатывающей промышленности. Успешно решаются здесь задачи взаимосвязанного и согласованного с общим народнохозяйственным планом размещения промышленности, транспортных и инженерных сооружений с жилыми массивами, зонами отдыха.
      Необходимо сказать и еще об одной из важнейших отраслей архитектурно-строительной деятельности в СССР — о сельском строительстве, которое приобрело особенно большой размах в последнее двадцатилетие.
      В настоящее время ведется комплексная застройка сел. Создаются новые села и реконструируются старые. Активно складывается новый тип поселения, отличный как от города, так и от старой деревни. Это поселение имеет организованную планировочную структуру, современный архитектурный облик и сравнительно высокий уровень благоустройства. Строительство на селе ведется, как и в городе, по генеральным планам, а само размещение сел и поселков — на основе районной планировки. В качестве примеров новых сел можно назвать Моринцы на Украине (1964 г., арх. В. Орехов), Кодаки на Украине (1968 г., арх. М. Мельников и др.), Вертилишки в Белоруссии (1970 г., арх. В. Емельянов и др.), поселок Саку в Эстонии, в котором находятся научно-исследовательский институт земледелия и связанный с ним совхоз (1970 г., арх. Б. Миров, В. Пормейстер и др.).
      В сельской местности строятся многоквартирные жилые дома и многофункциональные здания. Их архитектурные формы соответствуют современной стилевой направленности советской архитектуры. Вместе с тем ведется поиск и в плане учета и использования местных архитектурных традиций. Необходимо всесторонне учитывать в проектировании и строительстве специфику сельской жизни, в которой большую роль играет связь людей с землей, с природой и на производстве и в быту.
      Советская архитектура современного периода сделала огромный скачок в своем разностороннем развитии. Были созданы более совершенные в функциональном, конструктивном и эстетическом отношении типы зданий. Прогрессивная направленность советской архитектуры проявилась в строительстве больших жилых комплексов во всех городах, в резком возрастании жилищного строительства и в качественном изменении характера жилищ. Лицо современной советской архитектуры — это новые жилые районы, застроенные зданиями индустриального производства, с удобной планировкой территорий, озелененные и благоустроенные, а также промышленные предприятия с корпусами, построенными из сборного железобетона, с просторными и светлыми интерьерами цехов и подсобных помещений, радующие глаз чистотой и мажорной цветовой гаммой, окруженные зеленью и цветами.

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.