НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

ГОСТЬ НОМЕРА: БОРИС КАРЛОВ
"Книжная витрина" No 24 (69). Июль 2003 г.

Как это ни удивительно, в современной России, измучившей читателя неудобоваримыми текстами, где все больше про Смысл, почти всегда весьма туманный и обильно сдобренный каким-то попорченным соусом — в этой самой России появляется замечательная детская литература, веселая и раскрепощенная. И за командира этого нового движения — страшный и ужасный колдун со зловещим псевдонимом Борис Карлов, в миру Владислав Шебашов.

Параллельно с анимационной студией «Пилот», затеявшей создать в 3D продолжение «Чебурашки» (работа идет полным ходом, и в следующем году мы уже увидим результаты), Борис Карлов реанимировал Мурзилку и Незнайку. Впрочем, был ли Мурзилка-то? Замечательный образ, дурацкий журнал и никакой истории. Но вот, история про Мурзилку написана. С юмором и веселым безумием. Без намека на поучительность. Словом, именно то, чего так хотелось в детстве.

Рецензировать хорошие детские книги — занятие практически бесполезное. Лучше их читать. Можно, конечно же, выискивать параллели, исследовать контекст. Но зачем? Есть Мурзилка, у него есть фотоаппарат. Есть лес, в нем живут лешие. Есть небо, по нему летают ангелы. Если читатель — неважно, взрослый или ребенок, — после чтения книги такие простые вещи поймет, значит писатель попал в точку. Именно в эту самую точку и попал Борис Карлов. То, что детям его книги понравятся, сомнению не подлежит. Доказательством этому служит хотя бы то, что мне большое количество детей рассказывало весьма похожие, ими самими придуманные истории.

Думаю, Карлову следует поставить памятник. Желательно, из «загадочного полимера, похожего на мягкую резину» — того самого материала, из которого сделан Мямлик, один из героев его «Мурзилки». Чтобы менял формы, размеры и превращался то в гнома, то в кикимору.

 

– Борис, как Вы думаете, какой должна быть детская литература и какой она не должна быть?

Б. Карлов: Она должна быть понятной. Праздничной, как у Носова; печальной, как у Драгунского. Без туманных условностей и сложных метафор. Без поучений; в любой ничего не значащей, но вдохновенной фразе закодирован весь опыт человечества.

– А чем, собственно, детская литература отличается от взрослой?

Б. Карлов: Она требует огромной ответственности. Детский писатель — как первый человек, которого встретили на Земле инопланетяне. Гений или придурок, красавица или чудовище. По нему будут судить обо всей планете. Когда я сочиняю текст для детей, абзац с ощущением «сойдёт» не проходит. Начинаю всё заново или откладываю до поры до времени. Взрослого читателя можно дурить. Он уважает того, кто пишет непонятно.

Ваш Мурзилка на иллюстрациях более кот, нежели тот желтый тип из одноименного журнала. Почему так? И что стало с Ябедой-Корябедой?

Б. Карлов: Конечно, Мурзилка должен быть таким, как в журнале — существом в беретике, с шарфиком и фотоаппаратом. Именно про него я сочинял все эти повести (их девять). Художник нарисовал кота в бейсболке; пусть это будет на его совести. Меня никто не спрашивал. А вообще ситуация такая, что все запуганы Авторским Правом. Сегодня ты нарисуешь правильного Мурзилку, а завтра тебя расстреляют.

По поводу Ябеды не знаю. Я ведь не писал какое-то продолжение. Всё начинается с нуля, с пустого места на чердаке. В журнале были картинки, но не было истории.

В Ваших произведениях соседство всех со всеми напоминает известные митьковские картинки. Это неспроста?

Б. Карлов: Картинок не видел, хотя Шинкарёв, который митьков придумал, один из моих любимых писателей. Дело в следующем. Дети не любят то, что сделано специально для детей. Они только делают вид, что им нравятся всякие дурацкие сюсюканья. Они любят фильмы «про Шварцнегера» а не про колобок. Все мои сверстники в детстве предпочитали фильмы для взрослых — от Гайдая до Гойко Митича. «Мурзилке» предпочитали «Крокодил». Потому что в «Крокодиле» был взрослый юмор и характеры. Я их соединил: заставил Крокодила проглотить Мурзилку.

Как Вам кажется, почему начиная с 90-х в детской литературе вдруг так пришлась а ля хармсовская стилистика (у Вас, кстати, она тоже иногда чувствуется: например, «поел однажды грибов, да от них и помер»)?

Б. Карлов: После «Незнайки на Луне» (1964 г.) не было написано ни одной детской книги, которую бы я прочитал до конца и с удовольствием. Возможно, поэтому некоторые авторы пытаются ломать застоявшиеся «детгизовские» стандарты.

А как Вы относитесь к похищенным монахам Юрия Коваля?

Б. Карлов: Их всех следует освободить и как можно скорее.

Вы действительно не любите детей, как написали у себя на сайте?

Б. Карлов: Напишите, что я их ем.

Честно говоря, Ваши книги мне нравятся гораздо больше Гарри Поттера и Тани Гроттер. Надеюсь, не только мне. Возможно ли прорваться сквозь поттеровскую завесу? Или нужно просто спокойно делать свое дело?

Б. Карлов: Нравится Вам — понравится всем. Просто они ещё не знают.

Владимир Иткин

Мурзилка 007

«Книжное обозрение»

Герои этой книги и есть те самые знаменитые «ниндзя-чебурашки». Питерский писатель Борис Карлов вообще отличается тем, что, по собственному признанию, пишет «детские книги только для взрослых». Когда-то был такой «Клуб веселых человечков». Вот они и представляют собой редакцию «Волшебной газеты», ведущую собственные журналистские расследования по всему миру. Шустрик, Мямлик и Мурзилка – ударный отряд редакции, в которую входят еще и Дюймовочка, Карлсон, доктор Пилюлькин, Незнайка и прочие. Они вездесущи. Они всеведущи. На них работает гигантская армия осведомителей: «Агентами служат птицы, рыбы, кошки, мышки, собаки и прочие животные, которые летают, плавают и бегают буквально повсюду». Поэтому о каждом шаге врага становится известно заблаговременно.

А враг, как и положено, хитер и коварен. Хиромото Мисима, как всякий уважающий себя негодяй, желает захватить власть над миром. Для этого он создал фирму «Технопупс», производящую игрушечных монстров. «Я подчиню слабые детские головки моим прихотям. Я наводню их специально закодированными играми и мультиками, которые вытянут из них все человеческое. Сначала они разучатся читать книги, потом — фантазировать, а потом перестанут отличать электронную чушь от действительности. И тогда я прикажу им восславить мое имя и признать меня своим повелителем». Для завершения плана Мисима намеревается подчинить себе и русских детей. Он засылает в нашу страну своих агентов. Но ни суперниндзи, ни хитрый шпион Собакин не в состоянии противостоять храброму Мурзилке и его друзьям, в очередной раз спасающим мир.

Дмитрий Малков

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru