НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Карлуша на Луне

КНИГА ТРЕТЬЯ
ЭКСПЕДИЦИЯ В ЗОНУ РИСКА
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава девятнадцатая
Тайна дикого гнома. Росомаха попадает
на засекреченный остров. Чудовищные метаморфозы.
Возвращение на материк


  mp3PRO — VBR до 96kbps — 44Hz — Stereo  



ЗВУК

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Глава девятнадцатая

Тайна дикого гнома. Росомаха попадает

на засекреченный остров. Чудовищные метаморфозы.

Возвращение на материк


Во время схватки в пещере Ослик, как бы там ни было, вышел победителем, а Росомаха полетел камнем в бездонную расщелину.

На его счастье, парашют, сконструированный для космических строителей особым образом, раскрылся автоматически.

На смену испугу подступала ярость. Случившееся было глупо, чудовищно, нелепо — потому что рушило все планы грандиозного замысла «Космических поставок». Бессильный что-либо исправить, Росомаха пришёл в такое бешенство, что весь отрезок пути до слоя облачности беспрестанно ругался и плевался, брызгая слюной прямо на стекло гермошлема.

Опустившись ниже облаков, он посмотрел вниз и сразу потерял дар речи: повсюду, куда ни глянь, под ним синела бескрайняя водяная пустыня.

Да, да! По сравнению с другими неудачниками, угодившими в разное время в ту же самую расщелину, Росомахе повезло меньше всех. Теперь его ожидала долгая и мучительная гибель без всякой надежды на спасение.

Но вот, по мере приближения к воде, на зеленоватой глади начали появляться то там, то здесь какие-то скопления точек. Эти точки были группами во множестве разбросанных в этой части Южного океана необитаемых островков. Зелёные островки окружали песчаные пляжи и белёсая пена прибоя, они всё более отчётливо вырисовывались в зоне видимости, и леденящий ужас, сковавший Росомаху, сменился радостью и надеждой.

Но ещё через несколько минут Росомахой овладела мучительная тоска. Он понял, что даже если сумеет добраться вплавь до одного из таких островков, то всё равно никогда не сможет вернуться на материк и навсегда останется заложником дикой природы, одиночества и отчаяния.

Но вот в более низких слоях атмосферы задул сильный ветер, и парашют стало резко сносить на северо-восток. Впереди показалась земля, за песчаным пляжем и верхушкой пальм которой виднелись здания и парковые аттракционы. Росомаха не верил своему счастью, он засмеялся, потом заплакал, потом захохотал как безумный.

Повалившись на мягкий песочек, он выбрался из скафандра, зашёл по колено в воду и, нагнувшись, долго плескал себе в лицо, счастливо бормоча какие-то глупости. Вода была солёная, тёплая и прозрачная.

Немного успокоившись, Росомаха огляделся по сторонам. Его несколько удивило то обстоятельство, что на пляже нет ни единой живой души. Во множестве имевшиеся повсюду лежаки и шезлонги были как будто давно здесь брошены и занесены песком. Однако эту странность он отнёс к тому, что сезон давно закончился и богачи разъехались из этого фешенебельного курортного местечка.

Теперь следовало точно узнать, где он находится, и Росомаха бодро зашагал в сторону ближайших построек.

К величайшему его изумлению, все помещения роскошно обставленного дорогого пансионата оказались пусты; пустовали и соседние дома; было пусто и в кафе, в барах, в кинотеатрах, в игротеках, концертных залах и на спортивных площадках, в огромном парке аттракционов не было ни единого гнома.

Плохо что-либо соображая и чувствуя только мощные удары колокола в висках, Росомаха неожиданно снова вышел на пляж.

Страшная догадка поразила его, он побежал вдоль берега — и вскоре увидел брошенный им на песке скафандр. Всё ещё отказываясь верить в случившееся, он побежал в другую сторону и вскоре вернулся на то же самое место, усталый и опустошённый.

Это был остров. Дурацкий остров. Тот самый, на котором когда-то проводили эксперименты по превращению гномов в обезьян. И который после огласки и скандала был навсегда закрыт для посещения и засекречен.



Весь этот день Росомаха плакал и бился в истерике и только глубокой ночью, совершенно обессилев, забылся сном. Утром он нарвал бананов, утолил голод и решил бороться за себя до конца. Он понимал, что стоит ему только расслабиться, распустить себя и предаться глупой, бесцельной и бездумной жизни, как вредоносный воздух тотчас начнёт воздействовать на его организм и он начнёт обрастать шерстью, превращаясь в обезьяну.

Он решил много читать и вести подробный дневник, где будет записывать разные умные мысли, почерпнутые из книг, а также свои собственные наблюдения.

Увы! На всём острове не нашлось ни единой книги, за исключением книг, состоящих из одних картинок; не оказалось ни единого листочка писчей бумаги и карандаша. Однажды только ему удалось поймать носимый ветром обрывок газеты, в котором сообщалось о крахе общества «Беспроигрышная лотерея» и чемпионате по плевкам в длину.

В отчаянии Росомаха попробовал играть сам с собою в крестики-нолики. Но очень быстро игра стала ему настолько понятной и предсказуемой, что исход каждой партии он видел уже с первого хода.

Заставляя себя думать, он начал перебирать в памяти все известные ему арифметические правила. К своему огорчению, он быстро обнаружил, что умеет считать только путём загибания пальцев на руке или нажимания кнопок на калькуляторе. С огромным напряжением, методом проб и ошибок, он заново научился складывать и вычитать в столбик. Это прозрение его так обрадовало, что весь день, до наступления темноты, он ползал по песку, складывая и вычитая всевозможные числа. Однако все его попытки заново научиться подобным образом умножению и делению ни к чему не привели. В отчаянии от неудачи Росомаха впал в депрессию и несколько дней валялся на пляже в полном безделье, вставая время от времени лишь для того, чтобы нарвать кокосов и бананов, растущих здесь в изобилии.

Устав лежать и опухнув от сна, Росомаха отправился на прогулку в глубь острова, рассчитывая хоть как-то скрасить своё тоскливое времяпрепровождение. В кладовой заброшенного ресторана он обнаружил ящик консервированного повидла, однако сладкое ему уже настолько опротивело, что он только пнул ящик ногой и злобно зарычал.

Он пробовал завести кинопроектор в пустующем кинотеатре, но только запутал плёнку и в ярости начал громить стулья в зале.

На следующий день Росомаха обнаружил в одном из зданий видеотеку с бесчисленным запасом видеокассет. Ему удалось включить воспроизведение, и на протяжении последующей недели он смотрел бесконечную вереницу похожих один на другой, как близнецы, фильмов со стрельбой, погонями и драками.

Но вот однажды он не смог, сколько ни бился, совладать с тремя кнопками, при помощи которых приводилась в действие устаревшая видеосистема. Кнопки «СЕТЬ», «ВКЛ» и «ПУСК» необходимо было нажимать в строгой последовательности, но осуществить три действия в определённом порядке было для него уже слишком сложно. К тому же нажимать кнопки мешали необычайно быстро отраставшие ногти, которые становилось всё труднее грызть, потому что они теперь больше напоминали собачьи когти.

Разбив вдребезги неподатливую видеосистему, Росомаха выбежал в парк. Катание на горках, качелях и каруселях не требовало умственных затрат, поэтому все последующие дни этот уже полугном целиком посвятил себя бездумным развлечениям.

На его лице и на туловище отросла шерсть; за счёт непомерно вытянувшихся клыков угрожающе развилась нижняя челюсть; из копчика начал стремительно расти хвост.

Потеряв вдруг всякий интерес к растительной пище, Росомаха начал охотиться по ночам за мелкими зверьками — мышками, кротами и сусликами. Руки его вытянулись, ноги укоротились, зато пальцы ног приобрели необычайную цепкость: теперь он мог делать ими хватательные движения почти так же ловко, как и пальцами рук. Росомаха потерял счёт времени и забыл своё прошлое.



Но вот однажды он увидел на горизонте странную точку. Она не была похожа ни на птицу, ни на морское животное. Точка медленно приближалась, приобретая форму огромного металлического сооружения.

— Ха-га-гы! — прорычал Росомаха. — Ко-га-гы!.. Ко-ла-бы!.. Ко-ра-был!..

Скуля по-собачьи и пытаясь выговорить забытое слово, он метался взад-вперёд по песку, а когда корабль приблизился к берегу, затаился в кустах.

Гномы в противогазах начали грузить в трюм брошенное здесь когда-то имущество. Росомаха подплыл к противоположному борту, вскарабкался по якорной цепи и спрятался в крытой брезентом спасательной шлюпке.


Поздней ночью корабль встал у причала порта Лос-Свинтос. Никем не замеченный, Росомаха спрыгнул в воду и выбрался на пустынный берег в стороне от города.

Последующие дни и недели одичавший гном жил в лесах, постепенно перемещаясь к северо-западу и пугая своим видом случайных встречных. С наступлением темноты он подкрадывался на огонёк к жилым строениям и слушал доносившиеся из телевизоров известия о розыске беглой банды Ханаконды и о появлении в лесах дикого гнома. Что такое «дикий гном», он не понимал, но зато имя главаря банды всколыхнуло в нём очень многое. Инстинкт тянул Росомаху прибиться к стае, а вожаком стаи он признавал только одного гнома, имя которого было Ханаконда.






ЧАСТЬ ВТОРАЯ


Занимательные и практические знания. Шахматы в СССР.


ШОВАЛЬТЕР (Showalter), Джексон Уиппс (I860—1935)—-амер. мастер, многолетний чемпион США. Первых успехов добился, победив в нац. турнирах в Цинциннати, 1888, Сент-Луи-се, 1890^ и Лексингтоне, 1891. В Нью-Йорском междунар. турнире, 1889 разделил 9—10 м. В 90-х гг. благодаря выигрышу матчей у Джедда (1892), Ходжеса (1894) и Липшютца (1895) завоевал звание сильнейшего шахматиста страны. Из др. результатов этих лет отметим турниры в Нью-Йорке, 1893 (3—5 и 3) и 1894 (3—4), в Буффало, 1894 (1), а также матч с Альбиным (1894, + 10, -7, = 8). В 1897 и 1898 был побежден в двух матчах Пильсбери (+8, —10, = 3 и +3, -7, = 2), к которому перешел титул чемпиона США. В последующие годы выступил в ряде междунар. турниров (завоевал призы в Кельне, 1898 — 6—7, Лондоне, 1899 — 8, Мюнхене, 1900—7—10, КембриджурналСпрингсе, 1904 — 5). После смерти Пильсбери шахмат. снова считался чемпионом США и окончательно уступил это звание Маршаллу (1909, + 7, —2, =2).
ШОДЕ ДЕ СИЛАН (Chaude de Silans), Шанталь (Франция) (р. 1919) — междунар. мастер среди женщин с момента учреждения звания. Многократная чемпионка Франции с 1933. Имеет большой опыт участия в междунар. соревнованиях, не раз успешно состязалась в мужских турнирах. В чемпионате мира, 1949—50, разделила 5—7 м. Выступала в зональн. турнирах в Венеции, 1957 (5 м.) и Врняч-ка-Баня, 1960 (4). Трижды играла в турнирах претенденток: 1952 - 8-10, 1955 - 10-12, 1961 — 12—14. В составе мужурналской команды Франции участвовала в IX Олимпиаде, возглавляла команду Франции на женской Олимпиаде, 1957.
ШПИЛЬМАН (Spielmann), Рудольф (5 мая 1884, Вена —15 сент. 1942, Стокгольм) ¦— выдающийся австр. гроссмейстер. Дарование шахмат. обнаружилось очень рано. На междунар. арене дебютировал в 1904 в «главном» турнире конгресса в Кобурге. Но должно было пройти несколько лет, прежде чем к шахмат. пришли первые крупные успехи (1908— Вена, 6, Дюссельдорф, 3; 1909— Петербург, 3—4). Творчество молодого мастера характеризовали гамбитн. игра, неукротимый дух атаки, вихрь жертвенных комбинаций. Все это резко выделяло шахмат. среди большинства зап. мастеров, в первую очередь «венской школы», на почве которой он вырос.
Тем не менее, не основательны попытки связать имя шахмат. с той группой молодых мастеров (Рети, Нимцович, Тартаковер и др.), которая как раз в те годы подняла «бунт» против догматич. канонов школы Стейница—Тарраша. Путаницу породило название «неоромантизм». На самом деле приверженцы «новых идей в шахматах» шли от Стейница вперед, в то время как шахмат. действительно, по словам Рети, «должен быть назван неоромантиком, ибо он ищет шахматной радости в возврате к стилю старых мастеров — понятно с учетом новой техники, выросшей на основе принципов Стейница».
Обладая выдающимся комбинац. талантом, тонким позиционного чутьем, шахмат. сумел добиться замечательных достижений. Приводим наиболее успешные выступления из его огромного (115 турниров и 55 матчей!) «послужного списка».
Турниры: 1909 — Стокгольм,
1; 1910 — Гамбург — 4, Вена (Требич-турнир), 1—2; 1912— Аббация (гамбитн. турнир), 1, Сан-Себастьян, 2—3, Пиштани, 2; 1913—Вена, 1, Будапешт, 1, Вена (Требич-турнир), 2; 1914— Берлин, 1—2, Баден (гамбитн.* турнир), 1, Мангейм, 3; 1919— Стокгольм, 2, Стокгольм, 1; 1922 — Пиштани, 2—3, Теплиц-Шанов, 1—2; 1923 — Схевенин-ген, 1—2; 1924 — Мерано, 2; 1926 — Земмеринг, 1, Мерано, 2—4, Берлин, 3—5; 1927 — Магдебург (чемпионат Германии), 1; 1928 — Вена, 2—5, Тренчан-ске-Теплице, 4, Берлин, 3: 1929— Карловы Вары, 2—3; 1932 — Слиач, 4—6; 1934 — Шопрон, 1; 1935 — Москва, 5; 1939 — Амстердам, 1—2, Маргет 2; 1939— Ґетеборг, 1—2; 1940 — Вестерос, 1, Лунд, I—2, Мальме, 1.
Победы в матчах (неполный перечень): над Леонгардтом, Э. Коном (1906), Фарни (1907), Нимцовичем, Пшепюркой (1908), П. Ионером (1909), Мизесом, Фарни, Тартаковером, Рети, Перли-сом (1910), Алапиным(1911), Тартаковером, Рети (1921), Шталь-бергом, Лундином (1930), Пир-цем (1931), Боголюбовым, Штольцем (1932), Ландау (1933), Ми-кенасом (1934), Ландау (1936 и 1938).
Остроумные замыслы шахмат. много раз были отмечены спец. призами «за красоту игры».
И все же основное стремление шахмат. потерпело крушение. Его ро-мантич. порывы обычно приносили успех во встречах с более слабыми противниками. А разве случайны были совершенно невероятные скачки вверх и вниз кривой результатов шахматы! За дележом 1—2 м. в Теплиц-Шанове, 1922, последовали неудачи в Вене, 1922 (10—11 м.), и дележ последних 17—18 м. в Карлововар-ском турнире, 1923; высшему достижению шахмат. — победа в Земмеринге, 1926, где встретились все сильнейшие шахматисты того времени, кроме Капабланки и Эм. Ласкера,— предшествовала чувствительная неудача в Московском турнире, 1925 (12—-14 м.). шахмат. сам признавался в этом. После разгромов, учиненных ему в корол. гамбите Боголюбовым, Вольфом и Грюнфельдом на Кар-лововарском турнире, 1923, он разразился сенсационной статьей «О больном королевском гамбите». «Никто не может упрекнуть меня в пристрастии,— писал он.— Я боролся и страдал за королевский гамбит в течение двадцати лет; я сам очень сожалею, что героическая эпоха Морфи не может вернуться». Глубоко прав был Рети, который подытожил творч. характеристику шахмат. такими словами: «Старый стиль безвозврат-по умер, но Шпильману принадлежит в истории почетное звание последнего романтика».
шахмат. трижды принимал участие в турнирах, организованных в нашей стране: Петербург, 1909; Москва, 1925 и 1935. Он был искренним другом советских шахматистов. шахмат. писал, что «именно массовое шахматное движение в Советском Союзе позволило выдвинуть новые молодые таланты и повысить общий уровень шахматной культуры».
шахмат. был выдающимся шахмат. литератором. Глубина и ясность содержания сочетались в его книгах и многочисленных статьях в журналах всего мира с блеском формы.
После фашистской аннексии Австрии в 1938 шахмат. эмигрировал в Чехословакию, а когда и эта страна стала жертвой нацизма,— в Швецию. Здесь он умер.
И, Романов
Соч. русский пер.: О шахматах и шахматистах [Л.], 1930; Практические советы шахматистам, М.-Л., 1930; Теория жертвы, М.-Л., 1936.
Лит.: Михайлов Н., Рыцарь шахматной комбинации. Избранные партии Р. Шпильмана, «шахмат. бюллетень», 1962, № 1,2.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru