НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)


Приключения Мурзилки

большая детективная сказка

Дело No 1
БЕЛЫЙ КОТЁНОК ПО ПРОЗВИЩУ ЧЕРНЫШ

Глава первая
УСПЕТЬ ДО ПОЛУНОЧИ… (1.01)


  mp3 — VBR до 160kbps — 44Hz — Stereo  



MP3

ДАЛЬШЕ

 

В НАЧАЛО



Глава первая
УСПЕТЬ ДО ПОЛУНОЧИ…


В центре Москвы, в совсем не приметной снизу башенке одной из «сталинских» высоток, обосновалась редакция газеты «Книжная правда». Когда-то здесь находилась маленькая домовая библиотека с открытой террасой, на которой в летнее время можно было посидеть в кресле с книгой или журналом, а то и просто постоять у каменной балюстрады, обозревая красоту столицы с высоты птичьего полёта.

Но вот однажды библиотеку закрыли на ремонт, а потом случилась война, а потом, после войны, было столько забот и хлопот, что дверь осталась заколоченной ещё на многие годы. К тому же старые хозяйственные книги во время войны затерялись, а в новых библиотека вообще не числилась.

В семидесятые годы очередной управдом ушёл на пенсию, а к новому от жильцов посыпались заявки — по поводу замены протекающих труб, ремонта лестниц и квартир. И его совсем не радовала перспектива делать ремонт в старой заброшенной библиотеке.

Однажды он всё-таки позвал рабочих и вскрыл ведущую в башенку дверь. Поморщился, смахнул с лица паутину, чихнул и… чтобы не усложнять себе жизнь, велел рабочим заложить проём кирпичом. После того как лестницу заново отштукатурили и покрасили, вообще никаких следов существования двери не осталось.

А последний жилец, который ещё помнил о библиотеке и особенно о приятных часах, проведённых им на уютной террасе, поел однажды ядовитых грибов, да и помер.

Теперь уже совсем никто не знал о существовании замурованного помещения с полками книг. И только какой-нибудь очень внимательный гражданин, вооружившись биноклем, смог бы разглядеть облупившуюся башенку и полукруглую террасу с каменной балюстрадой.



Однажды над крышей этого дома пролетали два ангела. Они были бесплотные и почти прозрачные. А если кто-нибудь и заметил бы их над своей улицей, то скорее принял бы за облачко пара или неясный блик в оконном стекле.

По должности эти двое были ангелами-хранителями. Но сегодня они выполняли совершенно особенное, из рядя вон выходящее поручение. И об этом чуть ниже.



С высоты своего полёта ангелы наслаждались красотой заката, прозрачностью небесных сфер и свободой манёвра. При этом они не переставали вести свой бестолковый, на первый взгляд, разговор.

— Благолепный был сегодня денёк, — говорил первый. — Уж так ласково пригрело солнышко, что захотелось бросить всё и понежиться часок-другой на пушистом облачке.

— Врать ты горазд, — проворчал второй. — Даром что сегодня первое апреля. С какого боку, интересно, тебя пригрело?

— Нет-нет, мой друг. Разумеется, я выразился не в том смысле, что мог бы почувствовать тепло или холод, но, выражаясь фигурально…

— Лучше бы ты, выражаясь прямо, не болтал чепуху, а смотрел внимательнее по сторонам. Если до полуночи не найдём подходящего места, нас обоих взгреют не фигурально, а очень даже по-настоящему.

Следует пояснить, что у ангелов тоже бывает своё начальство, а этим двум болтунам было поручено найти в центре Москвы подходящее помещение для редакции будущей газеты «Книжная правда». Целый день они прохлаждались, пугали птиц, наводили помехи на телевизионные антенны и, разумеется, не нашли ничего похожего на то, что столь терпеливо и дотошно описывал им накануне дежурный по Департаменту. День подходил к концу, и становилось ясно, что никаких шансов выполнить задание до наступления Второго апреля* у них не осталось.

(* Второго апреля отмечается всемирный День детской книги.)

— Посидим немного, во время заката отсюда красивый вид, — предложил первый и, стремительно спикировав в крутом вираже, плавно уселся на каменные перила полукруглой террасы.

Второй повторил его манёвр, и оба ангела, блаженно щурясь и легонько шелестя крыльями, стали смотреть, как пылающий солнечный диск опускается за городские постройки, ярко рассвечивая пелену стелющихся по небу облаков.

Скоро совсем стемнело, и город засиял уютным электрическим светом. Сидя на балюстраде и болтая ногами, ангелы продолжали разговаривать. Возвращаться ни с чем им не хотелось.

— Однажды я устроил своему такую зубную боль, что щека раздулась и оттопырилась дальше носа, — говорил первый. — Малыш разглядывал её на своей физиономии без зеркала.

Второй ангел хихикнул.

— А всё из-за того, что если бы он отправился в гости к ещё одному оболтусу, ему бы там выбили глаз из пневматического ружья.

— Неплохо придумано. Впрочем, на мой взгляд, с зубом ты переборщил. Лет-то ему сколько?

— Шесть с половиной.

— В шесть с половиной уже потерпит. Знаешь, иной раз и самому приходится делать такое, что впору разрыдаться. Вообрази: на прошлой неделе моя девчонка надевает новенькое белое платьице и, совершенно счастливая, идёт гулять. Прохожие оборачиваются на неё с улыбкой. Вдруг — бам-тарарам! — мимо по луже громыхает самосвал. Фонтан грязи, мазута, перепачканная с ног до головы девочка бежит домой, обливаясь слезами

Тут ангелы тоже прослезились и утёрли глаза подолами белых рубах.

— А дело в том, — сдавленным голосом продолжал второй, — что, не устрой я ей такую пакость, через несколько шагов на перекрёстке на неё бы наехал проскочивший на красный свет пьяный водитель

Сдерживая подступившие к горлу рыдания, оба надолго замолчали.

— Вот что приходится — дрожащим голосом закончил второй.

Потом первый, путаясь и сбиваясь, долго рассказывал историю о том, как его малыш разбил цветочный горшок и его не пустили гулять. А иначе его бы во дворе поколотил хулиган из соседнего подъезда. Да ещё в присутствии знакомых девочек.

— Ну и поколотил бы, что с того, — пренебрежительно заметил второй. — Это даже бывает полезно.

— Не всё так просто, — многозначительно произнёс первый. — Чтобы смыть позор, мальчишка научился бы драться, воспитал в себе жестокость, стал бы грозой района и закончил свои дни на каторге.

— Каторги уже нет, — напомнил второй. — Теперь это называется «отбывать срок наказания». Но сюжет ничего, крепкий: и цветочный горшок может явиться критической точкой в судьбе. А сколько приходится отслеживать таких горшков то есть точек, кто бы знал… Что ни говори, а тяжёлая у нас работёнка. Слушай теперь мою душераздирающую историю.

Первый ангел приготовился слушать и основательно разлёгся на перилах.

— Один мальчишка, — начал второй, — пригласил мою крошку в кино, и они договорились встретиться. А парень этот был очень беспокойный: то гвоздь в замочную скважину засунет, то ворох газет в водосточной трубе подожжёт, то консервную банку кошке к хвосту привяжет.

— А что же, твоя девчонка не знала?

— Знала, конечно, но рискнула, потому что её первый раз в жизни пригласили на свидание. А пока она собиралась, парень этот от нечего делать натянул в своей парадной верёвку — там, где лампочка не горела, — чтобы все спотыкались. Да только сам второпях зацепился за эту верёвку и кувыркнулся вниз по лестнице. Ничего особенного, только нос расквасил. Нос распух, а с таким лучше дома сидеть. А моя девчонка замёрзла, устала его ждать, заплакала и вернулась домой.

— Погоди-погоди, а мальчишку, что же, никто не охранял?

— Да случилась какая-то заминка с кадрами. Вроде бы один от него отказался, а другой ещё не успел принять.

— Ну, допустим, бывает.

— Так вот, слушай главное. Без этого носа, который я ему устроил, вырисовывалась такая картина на будущее. Идут годы, эта парочка счастливых идиотов заканчивает школу и сочетается законным браком. Парень поступает в военное училище и делает карьеру. Моя дурёха становится генеральшей. А потом он становится главнокомандующим всех войск, и его супруга ездит в пуленепробиваемом лимузине. Но поскольку её муженёк в глубине души остаётся дворовым хулиганом, то он в один прекрасный день развязывает Третью мировую войну. После этого, как ты сам понимаешь, мы все длинной белой вереницей выстраиваемся на бирже труда ещё какой-нибудь звёздной системы, потому что на Земле охранять уже некого.

Последние слова второй ангел-хранитель договаривал как-то не очень уверенно, и первый, посмотрев на него пристально, сказал:

— Соврал?

— Соврал, — признался второй. — Это тебя с Первым апреля.

— А я и не купился, — презрительно заявил первый. — Ситуации такого уровня решают наверху да ещё у Самого визируют.

— А может, мне доверили? За особые заслуги?

— Ладно, ладно, оба сегодня получим по особым заслугам. Уже без трёх минут полночь. Смотри, как город сияет, в каждом окне люстра

— Только здесь, за нами, почему-то темно. И окна какие-то мутные. Чердак там, что ли?..

— Нет, это не чердак. Здесь раньше была домовая библиотека. В башенке располагался книжный фонд, а здесь, на террасе, читальный зал. Только дверь снаружи когда-то давно замуровали.

— Замуровали… — машинально повторил второй ангел-хранитель.

— Давно…

— И никто не знает…

— И никто не знает… — повторили они в один голос, ошалело глянув друг на друга, и пулей сорвались с места. — Шесть секунд до полуночи! Успеем!..




«ВТОРАЯ РУКА» — термин, смысл которого заключается в том, что черные копируют дебюти. построение белых, но с потерей темпа. Тот же смысл имеет и термин «первая рука», т. е. белые применяют дебют, который обычно играется черными, однако с выигрышем темпа. В настоящее время оба термина почти утратили свой смысл, так как подобные дебютн. построения приобрели самостоятельные названия. Напр., «староиндийская в первой руке», ныне имеет наименование «староиндийское начало».
ВЫЖИДАТЕЛЬНЫЙ ХОД— такой, в результате которого одна сторона передает обязанность ходить другой. В. х. имеет большое значение, когда противник находится в цугцванге. В. х. часто совершают в тех случаях, когда нет ясного плана или необходимо выяснить намерения противника.
ВЫСТУПКА — право первого хода. В начальной позиции преимущество В. принадлежит белым.
г
ГАМБИТ общее название начал, в которых одна из сторон (в большинстве случаев белые) в интересах скорейшего развития или для получения перевеса в центре жертвует материал (обычно пешку). Название «Г.» происходит от итал. «dare il gambetto»
(подставить ножку) и возникло в период расцвета итал. шахмат. школы. В случае принятия жертвы возникает принятый Г. (в названиях дебютов слово «принятый» обычно опускается), при ее отклонении — отказанный Г.; если же вместо принятия жертвы противная сторона сама предлагает жертву, возникает контргамбит. Особенное распространение гамбиты получили в XIX — нач. XX вв. В настоящее время гамбиты (кроме ферз., не являющегося подлинным Г.), применяются редко, т. к. против них найдены надежные способы защиты. Если раньше гамбитн. игра имела целью организацию быстрой атаки на короля, то совр. гроссмейстеры и мастера зачастую трактуют гамбиты в чисто позиционного духе.
ГАМБИТ ЭВАНСА (1. е4 е5 2. Kf3 Кеб 3. Сс4 Сс5 4. Ь4) — впервые стал известен в нач. прошлого столетия (1824 г.) и сразу привлек к себе внимание шахматистов атакующего стиля богатством комбинац. возможностей. Названный по имени своего изобретателя англичанина Вильяма Девиса Эванса, этот дебют часто применялся в матчах Лабурдоне Мак-Доннель, а позднее б л л под-
робно проанализирован и применен на практике такими выдающимися мастерами, как Морфи,Андерсен и особенно Чигорин. Большое значение для разработки методов защиты имели анализы С, Ала-пина и Эм. Ласкера. В нашем веке многочисленные исследования посвятили этому дебюту гроссмейстеры Керес и Левенфиш, мастера Ненароков, Сокольский и Др.
Идея Г.Э. заключается в том, что жертвой пешки белые выигрывают важный темп для занятия центра и вскрытия линий. Атака, которую получают белые в случае принятия жертвы, весьма опасна, и теоретики пришли поэтому к выводу, что наилучшая система защиты состоит в своевременном возвращении гамбит, пешки. В настоящее время, в связи с общим повышением техники защиты, Г. Э. встречается весьма редко. Несомненно, однако, что далеко не все пути атаки в этом дебюте исчерпаны.
ГОЛЛАНДСКАЯ ЗАЩИТА (1. d4 f5)— впервые исследована в дебютн. руководстве голл. мастера Стейна (1789) и в прошлом иногда называлась его именем.
Идея Г. з. заключается в активной игре черных на корол. фланге, предпосылки к чему создает пешка f5. Ферзь обычно через поле е8 может быть переброшен на h5, корол. конь в ряде вариантов устремляется на е4. Однако белые могут во всеоружии встретить атаку черных. Самым распространенным и, видимо, наиболее действенным планом является система с развитием слона на g2. Белые не только надежно укрепляют подступы к корол. флангу, но и создают сильное давление в центре и на ферз. фланге, препятствуя выходу не-
приятельского слона на Ь7. Заметим, что чаще всего Г. з. возникает при порядке ходов 1. d4 еб 2. с4 (2. Kf3) f5. В случае 1. d4 f5 черным приходится считаться с гамбитом Стаунтона 2. е4.
Основные системы (после 1. d4 еб 2. с4 f5):
I. Система Ильина-Женевского: 3. g3 Kf6 4. Cg2 Се7 5. Kf3 0—0 6. 0—0 d6. Разработана Ильиным-Женевским в 1926. Особенно популярной стала благодаря его успехам с VII первенства СССР (1931). Черные сочетают контригру на корол. фланге с подготовкой продвижения в центре еб—е5. Белые должны действовать в центре весьма энергично, иначе они рискуют попасть в полосу больших затруднений: 7. КсЗ Фе8 8. Леї! Фg6 (в случае 8 . . . ФИ5 сильно 9. е4!, что показала партия Керес — Симагин, 1951) 9. е4 К : е4 10. К : е4 fe И. Л : е4 Кеб (11 . . . Ф : е4? 12. Kh4) 12. Фе2, и шансы белых предпочтительнее. Вероятно, черные должны стремиться к обострениям и вместо И . . . Кеб играть 11 . . . е5.
II. Система «стоневаль» (англ, stonewall — каменная стена): 3. g3 Kf6 4. Cg2 d5 5. Kf3 сб 6. 0—0 Cd6 или Ce7. Пешечная цепь черных сб—d5—еб—f5 весьма прочна. Игра в центре носит замкнутый характер. Черные намерены начать активные действия на корол. фланге. Белые обычно ведут наступление на ферз. фланге, а также стремятся использовать некоторую слабость черных полей в лагере противника, вызывая при случае размен черно-польных слонов (напр., идея Ботвинника: Ь2—ЬЗ и СаЗ).

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru