НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)


Приключения Мурзилки

большая детективная сказка

Дело No 2
ЗА ЁЛКОЙ

Глава четвёртая
СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ (2-04)


  mp3 — VBR до 160kbps — 44Hz — Stereo  



MP3

ДАЛЬШЕ

 

В НАЧАЛО

 

 

Глава четвёртая
СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ


Редактору газеты Буквоедову мешали сосредоточиться. Не раз он уже выходил за дверь, делая строгое лицо, и становилось тихо. Но едва только он возвращался в кабинет, галдёж, смех, крики и топот книжных человечков за стеной исправно возобновлялись.

А между тем Мастодонт Сидорович получил чрезвычайно встревожившее его сообщение, которое по волшебному телеграфу настучал ему из леса знакомый дятел.

Точки и тире на бумажной ленте в переводе с азбуки Морзе на обыкновенный язык означали буквально следующее:

ДУШЕРАЗДИРАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ!

ЧУДОВИЩНАЯ ПРОВОКАЦИЯ!

В ЛЕСУ, НА СТАНЦИИ «36-й КИЛОМЕТР», ЗАБЛУДИЛИСЬ МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА!

ВОЛКИ! МЕДВЕДИ! НЕЧИСТАЯ СИЛА НА БОЛОТЕ!..

ПОМОГИТЕ ИМ!

СПАСИТЕ ИХ!!

SOS!!!

После недолгих мучительных раздумий Мастодонт Сидорович принял решение.

— Репортёр Мурзилка! — сказал он в селектор громкой связи. — Шустрик и Мямлик! Ко мне в кабинет! Все трое!

На ковре перед столом появились наши герои.

— В деле о пропаже котёнка вы проявили похвальную находчивость и отвагу, — заговорил редактор.

Герои скромно потупились.

— Поэтому я хочу обратиться с просьбой именно к вам.

Мурзилка удивился: он впервые слышал от редактора такое странное слово.

— Да, да, это именно просьба, а не редакционное задание, — подтвердил Буквоедов. — Вы меня понимаете?

— Да, мы уже слышали, — подтвердил Мурзилка. — Можем поехать на собаке.

— Не сомневался в вашем положительном ответе, — с чувством произнёс редактор.



Тут следует кое-что разъяснить. По вполне понятным причинам волшебные человечки не могут запросто разгуливать по улицам на глазах у прохожих. На вокзалах и станциях метро у них существуют пункты проката механических собак. Поэтому, если вы видите где-нибудь сосредоточенно спешащую куда-то собаку с ошейником, но без хозяина, будьте уверены, что внутри у неё, скорее всего, сидят, словно в салоне автобуса, крошечные человечки.

Протянутые по всему городу железные трубы пневматической почты позволяют человечкам быстро перемещаться в тот или иной пункт проката механических собак.



Не теряя времени понапрасну, Мурзилка, Шустрик и Мямлик залезли в четырёхместный вагончик, задвинули за собой дверь, расселись в расположенные одно за другим кресла и пристегнулись ремнями. В трубу ударил поток сжатого воздуха, человечков вдавило в кресла, и вагончик-снаряд помчался по трубе. Он то взлетал вверх, то падал, то круто поворачивал, а бывало, что и совершал фигуры высшего пилотажа вроде «мёртвой петли». Соответственно и пассажиры находились то в состоянии невесомости, то в состоянии перегрузки и ещё неизвестно в каких состояниях во время прохождения беспорядочных виражей и спиралей.

Наконец точка на экране приблизилась к месту назначения. Вагончик замедлил ход и остановился — прямо на прилавке пункта проката механических собак. Хозяином его был некто Аристарх Никифорович Выдворянинов, щуплый пожилой мужчина бухгалтерского вида в пенсне и с бородкой клинышком.

Мурзилка отстегнул ремни и сказал, что можно выходить. Тут открылось непредвиденное обстоятельство, которое Мурзилка и Шустрик всё-таки должны были предвидеть. Мямлик, естественно, не пристегнулся. Всю дорогу его шарахало и шатало от стенки к стенке и в конце пути совершенно смяло в ком, напоминавший по форме и величине картофелину. Друзья выкатили Мямлика на прилавок и оставили принимать прежнюю форму самостоятельно, а сами направились к возвышавшемуся за стойкой Аристарху Никифоровичу.

— Собаки есть? — поинтересовался Мурзилка.

— Для хорошего клиента можно поискать, — уклончиво ответил Выдворянинов. — Для какой цели желаете-с? Кататься или же для деловой поездки?

— Чтобы могла быстро бегать по снегу.

— Для скорости дал бы вам гончую борзую, — почесал бородку хозяин. — Однако для снега ничего лучше сибирской лайки не найдёте. Обещаю вам как родному. Платить как будете?..

С этими словами он натянул на руки толстые резиновые перчатки по самые локти и выставил на прилавок чучело собаки с густой белой шерстью и вытянутой лисьей мордой.

— Ну не красавец ли? Взгляните! — начал хозяин проката расхваливать свой товар. — До восьмидесяти километров в час, четыре скорости, боковой, задний ход, прыжок до десяти метров…

Аристарх Никифорович открыл дверцу, просунул в брюхо руку и включил мотор. Собака ожила и начала быстро-быстро перебирать в воздухе лапами.

— Система самозащиты.

Собака щёлкнула зубами, рявкнула так, что заложило уши, подняла шерсть дыбом и затрещала электрическими разрядами. Если бы не резиновые перчатки, Аристарха Никифоровича, наверное, ударило бы током огромного напряжения.

— А также приборы ночного видения, спутниковая связь, мягкий салон, отопление, кондиционер…

— Хорошо, мы берём, — поторопил его Мурзилка. — Давайте ключи.

Выдворянинов хитро прищурился и блеснул стёклышками пенсне:

— Стало быть, договорчик на лаечку составляем… Пургой зовут, между прочим. Письмецо гарантийное при вас?

Мурзилка поморщился от досады. Неужели придётся тратить время на бумажную волокиту? Тут за спиной у него послышался ворчливый голос Мямлика:

— Просто поразительно, как некоторые умудряются бюрократизировать самые примитивные товарно-денежные операции…

Мурзилка и Шустрик обернулись. Мямлик уже принял свою естественную форму и приближался к Аристарху Никифоровичу, волоча за собой измятый листок бумаги. Очевидно, редактор успел просунуть документ в вагончик перед самым стартом.

— Ведь некоторые, с позволения сказать, — продолжал Мямлик, — рыцари пера и круглой печати окостенели на своей работе до такой степени, что делают вид, будто им никто не звонил и никто не договаривался о передаче пневматической почтой этого документа, имеющего название «денежный чек», на сумму, оговорённую в устной беседе. Некоторым, как видно, доставляет удовольствие…

— Да, да, конечно! — перебил его Аристарх Никифорович, снова сделавшись угодливым. — Конечно-конечно! Мастодонт Сидорович звонил и предупреждал. Мы всё, буквально всё оговорили. Я даже успел смазать и почистить собачку, дабы у клиентов не возникло никаких нареканий в адрес нашей старейшей и надёжнейшей фирмы!

Выдворянинов аккуратно разгладил на прилавке чек, сложил его и спрятал в бумажник.

— Ключики извольте-с принять…

Мурзилка, начинавший уже было сопеть в обе дырочки, нетерпеливо схватил ключи и скомандовал: «По местам!» Все трое залезли в собаку и заперли изнутри дверцу.

Усевшись в головном отсеке, Мурзилка и Шустрик тщательно пристегнулись, схватились было за рычаги управления, но, разом что-то вспомнив, замерли и переглянулись. Затем они отстегнули ремни, спустились в салон и хорошенько пристегнули Мямлика, который, само собой, никак не мог разобраться с защёлкивающимися замками. После этого они снова заняли свои места и уверенно рванули рычаги вперёд.

Механическая собака вильнула хвостом у самого носа Аристарха Никифоровича Выдворянинова, едва не смахнув с него пенсне, мягко спрыгнула с прилавка на пол, передними лапами отворила дверь и побежала трусцой мимо билетных касс вокзала, ловко лавируя между ногами пассажиров.




ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НИЧЬЯ -термин, относимый к позициям, где, как установлено теорией, при правильной игре слабейшая сторона делает ничью, хотя противник располагает, казалось бы, достаточным для победы перевесом: напр., король, слон и крайняя пешка, если цвет слона противоположен цвету поля превращения пешки, не выигрывают против одинокого короля (Kpgl, СИ, п. h2—Kph8). Т. н. является важным мотивом в этюдной композиции.
ТЕХНИКА — владение приемами ведения борьбы в типичных позициях, в частности умение кратчайшим способом использовать достигнутое преимущество. Разыгрывание целого ряда позиций шахматистами, хорошо владеющими Т., носит более или менее механический характер. Наиболее четко Т. проявляется в эндшпиле, где чаще встречаются изученные, типичные позиции.
ТИХИЙ ХОД — без шаха, без видимых на первый взгляд угроз, а на самом деле ход, содержащий опасности для противника, часто решающий исход борьбы.
ТРОЕКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПОЗИЦИИ — см. Ничья.
ТЯЖЕЛЫЕ ФИГУРЫ - общее название для ферзя и ладей.
у
УГРОЗА — нападение на один из объектов позиции неприятеля, создание реальной опасности для его положения.
УПРОЩЕНИЕ ПОЗИЦИИ —
прием, благодаря которому из сложного положения создается более простое. У. п. достигается путем разменов фигур и пешек, изменением характера позиции в результате чего острота снижается. Достижение У. п. бывает выгодным, когда одна сторона имеет материальное или позиционного преимущество, реализовать которое проще в эндшпиле, или в острой позиции, когда упрощение позволяет уменьшить опасность атаки.
УРАВНЕНИЕ ПОЗИЦИИ —
ликвидация в итоге борьбы преимуществ, имевшихся у противника, и создание позиции с равноправными шансами.
УСЛОЖНЕНИЕ (или осложнение) ПОЗИЦИИ — прием, имеющий целью из более простого положения создать сложное. У. п. бывает выгодным, когда противник имеет преимущество и другая сторона стремится запутать позицию, чтобы легче было совершить ошибку, и когда игра в простой позиции не сулит никаких шансов на выигрыш и единственной возможностью бороться за победу является создание сложной, подчас не поддающейся точному расчету ситуации.
ф
ФЕРЗЕВЫЙ ГАМБИТ (1. d4
d5 2. с4) — известен с давних времен. Первые элементарные анализы встречаются в Геттин-генской рукописи, у Полерио,
Сальвио, Стаммы. Все же это начало применялось в ту пору редко. Одним из первых оценил значение Ф. г. Стаунтон, писавший в 1841: «Ферзевый гамбит
недостаточно оценен английскими шахматистами. Этот дебют очень интересен и весьма разнообразен. Кроме того, он имеет перед королевским гамбитом преимущество в более верной атаке». Однако эпоха Морфи и Андерсена заставила мастеров позабыть советы Стаунтона. Коренной поворот в судьбах Ф. г. наступил лишь в конце XIX в. с утверждением принципов позиционного школы. Вскоре Ф. г. становится одним из основных дебютов. Он является мощным оружием белых в борьбе за инициативу. Поиски активной контригры за черных привели, с одной стороны, к развитию теории инд. начал, с др.— к разработке норых систем, отвечающих совр. взглядам (слав, гамбит, венский вариант и др.). Многие совр. системы Ф. г. разработаны советских шахматистами и по праву названы их именами (системы Ботвинника, Бондаревского — Макогонова и ДР-)-
Основная стратегии, идея Ф. г.— борьба за преобладание в центре. Ход 2. с4 преследует цель отвлечь неприятельскую пешку с d5. Принятие гамбита (или размен d5 : с4 наследующих ходах) предоставляет белым некоторый перевес в центре. Ф. г. не является подлинным гамбитом. При попытке удержать гамбитн. пешку черные рискуют попасть в тяжелое положение. Кроме того, по сравнению с ко-рол. гамбитом в Ф. г. не ослабляется позиция короля. Гамбитн. идеи характерны лишь для некоторых разветвлений слав, защиты.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru