НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)


Приключения Мурзилки

большая детективная сказка

Дело No 2
ЗА ЁЛКОЙ

Глава восьмая
В ЗАПАДНЕ 2-08


  mp3 — VBR до 160kbps — 44Hz — Stereo  



MP3

ДАЛЬШЕ

 

В НАЧАЛО

 

 

Глава восьмая
В ЗАПАДНЕ


Вот уже час или два Даша и Андрейка брели в сторону, совершенно противоположную станции. Они выбились из сил, выплакали все слёзы и высказали по адресу друг друга все упрёки — справедливые и не очень. Ни есть, ни пить им больше не хотелось, а хотелось только одного: выбраться куда-нибудь из этого проклятого леса.

— Всё, — сказал Андрейка и остановился. — Пошли обратно.

— Куда?.. — испугалась Даша.

— Нет там никакой станции, идём не в ту сторону. Зря я тебя послушал.

Никаких сил, чтобы начинать опять плакать, у Даши уже не было.

— Я слышала, — сказала она тихо, — что люди в лесу всегда по кругу ходят. Одна нога короче другой… или что-то такое.

— Извилина у тебя в голове короче… Настоящие путешественники по звёздам ориентируются, а не кругами ходят.

Ни по каким звёздам Андрейка ориентироваться не умел, а сказал так, для авторитета. Но шёл он действительно прямо, потому что следил за тем, чтобы луна светила всегда с одного бока. Не станет же луна над лесом круги описывать…

Даша засопела и сделала слабую попытку воспротивиться:

— Теперь обратно столько же, а потом — неизвестно куда?

— Не здесь же нам ночевать.

Разговор зашёл в тупик, дети совсем скисли. Идти обратно было далеко, вперёд — и вовсе бессмысленно. Хотелось лечь где-нибудь и заснуть, а проснуться дома, в своей постели. Так ведь бывает, что всё сном оказывается.

Обдумав этот заманчивый вариант, Даша ущипнула себя изо всех сил, а потом всё-таки решила заплакать, как бы со второго дыхания. Лицо у неё скривилось, губы задрожали… и вдруг она увидела за деревьями огоньки. И шум такой, как будто поезд стучит по рельсам и гудит.

— Видишь? — схватился Андрейка за Дашу.

— Слышишь? — схватилась Даша за Андрейку.

— Бежим!! — радостно воскликнули оба и побежали по льду и по кочкам к огонькам.


* * *


— Бегут?

— Кажись, бегут.

— Крути, крути шибче, чтобы не передумали.

— А ты пыхти, пыхти громче.

Кикимора закрутила, завертела гнилушками на сухих стебельках болотной травы. А леший запыхтел, застучал, загудел, затопал ногами, будто поезд идёт по рельсам.

— Кикимора!

— Ну, чего?

— А если нашу засаду заметят? Вон, гляди, там снег осыпался, уже дырка.

— Ногами меньше топай, вот и не будет сыпаться.

— Как же… Ты сама велела.

— Велела-велела… Отойти надо подальше, ничего сыпаться не будет.

— Может, лопухом твоим прикроем?

— Ишь умник какой… Работай, работай, пыхти, они близко уже.

И леший с кикиморой, медленно отступая от западни, стали опять вертеть гнилушками и шуметь паровозом. Берлогу, в которой леший зимовал, они оставили открытой, а сверху только прикрыли камышами и присыпали снегом.



Дети прибежали к краю болота и остановились.

— Ну, где? — выговорила Даша, запыхавшись.

— Где-то здесь было.

— А чего так темно?

— Луна за облако спряталась. Осторожно, здесь пень откорчёван… Вон, смотри, смотри!

За деревьями снова мелькнули огоньки, совсем близко, и запыхтел паровоз: чух-чух-чух-чух… Даша обежала отвороченный от земли кряжистый пень, шагнула к огонькам, сказала «ой!» и пропала.

— Даша! — прошептал Андрейка. — Ты где?

Наугад в темноте он шагнул вперёд, тоже сказал «ой» и полетел в яму.

Луна вышла из-за туч, осветив лес, болото и яму, но было поздно: дети находились в плену у лесной нечисти.




ЭНДШПИЛЬ (нем. Endspiel— конец игры) — третья, заключительная, стадия шахмат. партии. В том же смысле употребляется термин «окончание».
Точно провести грань, разделяющую миттельшпиль и Э., трудно. Э. возникает чаще всего
тогда, когда разменено большинство фигур, и в первую очередь нет ферзей. Однако само по себе отсутствие ферзей еще не является обязательным признаком. Э. возможен и при ферзях. Таковы, напр., ферз. окончания.
По сравнению с серединой игры Э. характеризуется следующими основными особенностями:
1. Значительно увеличивается ценность каждой фигуры.
2. Из объекта атаки король превращается в активную, атакующую фигуру, на равных правах принимающую участие в борьбе.
3. Неизмеримо возрастает роль пешек.
Существенными факторами, определяющими оценку Э., являются материальное преимущество, активность короля и фигур, наличие пешечных слабостей.
По стратегии игры следует различать два основных типа Э.
К первому типу относятся окончания, в которых одна из сторон обладает достаточным для мата материальным перевесом. Это определяет стратегич. план — создать матовую атаку на короля противника и завершить ее матом. За редким исключением такие окончания являются элементарными.
В теории Э. разработан раздел «Матование одинокого короля», где показывается, как осуществляется мат одинокому королю при различном материальном перевесе.
1. Мат двумя ладьями. С помощью короля возможен на любом поле; без помощи короля — только на краю доски.
2. Мат ферзем. Достигается из любого начального положения на краю доски не позже 10 хода совместными усилиями короля и ферзя сильнейшей стороны.
3. Мат ладьей. Достигается из любого начального положения на краю доски не позже 16 хода совместными усилиями короля и ладьи сильнейшей стороны.
4. Мат двумя слонами. Достигается из произвольного начального положения в любом углу доски не позже 18 хода совмест-
ными усилиями короля и обоих слонов.
5. Мат слоном и конем. Достигается только в углу цвета слоне не позже 36 хода из любого начального положения совместными усилиями всех фигур сильнейшей стороны. В этом окончании требуется точная игра, т. к. число ходов, необходимое для осуществления мата, близко к предельно допустимому (см. Правило 50 ходов).
Во всех этих окончаниях, кроме первого, метод игры один и тот же: сначала ограничить подвижность короля слабейшей стороны, оттеснив его на край доски или в угол, а затем уже дать мат.
Мат двумя конями одинокому королю при правильной защите дать не удается. Оттеснение короля, в конце концов, ведет к пату. Однако если у слабейшей стороны есть по крайней мере еще пешка, то в некоторых позициях мат возможен, т. к. устраняется угроза пата. Теория окончаний с двумя конями против короля и пешки была разработана в нач. XX в. выдающимся советских этюдис-том Троицким. В последующие годы она была несколько упрощена, но до сих пор остается одним из трудных разделов теории Э.
Ко второму, значительно более многочисленному, типу Э. относятся окончания, в которых ни одна из сторон наличными силами, как правило, не в состоянии дать мат королю противника.
Для победы такое окончание нужно сначала свести к первому типу, т. е. создать достаточный для мата материальный перевес.
Эта цель в Э. обычно достигается превращением пешек в ферзи. В связи с этим роль пешек в Э. по сравнению с серединой игры заметно возрастает. Особенно важными оказываются проходные пешки. Возрастает и значение пешечного перевеса. В Э. преимущество в одну пешку нередко оказывается решающим. В Э. первостепенное значение приобретает наличие слабостей в позиции. Слабые, нуждающиеся в защите пешки или слабые, доступные неприятельским фигурам пункты сказываются весьма неблагоприятно. Э., характеризуемый меньшим количеством материала, чем другие стадии партии, легче подвергается систематизации и изучению.
Первые Э. достались шахматам в наследство от шатранжа. Такова, напр., известная позиция средне-аз. шахматиста Зайраба (конец VIII— нач. IX вв.). За прошедшие столетия были опубликованы и изучены многие позиции из практич. партий и анализов, положившие начало теории Э. В этих позициях были найдены лучшие методы атаки и защиты, определены возможные результаты при правильной игре с обеих сторон. Подобных исследованных окончаний, получивших название теоретич., становится все больше и больше. На этой основе стали выявляться Общие приемы игры, типичные методы атаки и задиты, правила, помогающие легче оценить этот или иной Э. Позиции, характеризуемые общими для данного соотношения сил приемами игры, были названы типичными. Типичные позиции очень важны, т. к. они облегчают изучение Э., позволяют глубже проникнуть в его тайны.
Среди многочисленных исследователей прошлого, оставивших заметный след в теории Э., нужно упомянуть Понциани,дель Рио, Сальвио, И. Клинга, Ботвинник Горвица, Ботвинник Гурецкого-Корница, Л. Чен-турини, 3. Тарраша, М. Карштедта, П.Дюрана, К-Сальвиоли, Г. Лаза, Ф. Амелунга и др. Особенно велики заслуги Филидора, который и своей игрой, и своими исследованиями значительно продвинул
понимание Э. Одним из первых крупных трудов, целиком посвященных Э., явилась книга И. Бергера «Теория и практика эндшпиля» (1890; 1922—2 изд.). Она по праву считается классич. и сохраняет свое значение до наших дней. Из зарубежных авторов, опубликовавших монографии по Э., следует назвать также А. Шеро-на, Р.Файна,М. Эйве, С. Гавликов-ского и др. русский, и особенно советских, исследователи немало потрудились над изучением окончаний. В первую очередь заслуживают быть отмеченными имена А. Петрова, Яниша, С. Урусова, Чигорина, Н. Григорьева, Раузера, Чеховера, Каспаряна, Майзели-са, Копаева, И. Рабиновича, Ботвинника, Левенфиша, Смыслова, Созина, Лисицына, Авербаха и др. За последние годы авторский коллектив в составе Авербаха, Майзелиса, Чеховера, Копаева и Хенкина под руководством Авербаха создал трехтомную монографию «Шахматные окончания», которая по охвату материала (около 3 тыс. примеров) и широте анализа превосходит все созданное в шахмат. лит-ре.
Большой вклад в теорию Э. внесли композиторы-этюдисты, представившие многие эндшпиль-ные идеи в худож. и экономичной форме. Особенно это относится к произведениям Троицкого, Л. Куббеля, Ринка, братьев Платовых, братьев Бетиньшей, Мати-сона, Рети, Кошека, Гальбер-штадта, Прокопа, Дедрле, Дураса, Либуркина, Гурвича. Среди выдающихся шахматистов прошлого было немало таких, которые прославились высоким классом разыгрывания окончаний. В первую очередь следует назвать Эм. Ласкера, Алехина, Рубинштейна, Мароци и особенно Капабланку.
В настоящее время высокая техника разыгрывания окончаний является непременным признаком
подлинного мастерства, и ею владеют большинство гроссмейстеров и мастеров. Особенно прославились виртуозной игрой в Э. Ботвинник и Смыслов. Однако чрезмерное увлечение техникой, попытки решать партию чисто тех-нич. средствами обедняют шахмат. творчество и, как показывает пример Капабланки, при возросшем среднем уровне игры в Э. отрицательно отражаются на спорт, успехах.
Хотя приемы борьбы в Э. примерно те же, что и в середине игры, в заключительной стадии на первое место выдвигается стратегия — выбор правильного плана.
В Э. следует стремиться к максимальной активизации всех своих фигур, к тому, чтобы они действовали четко и гармонично. Активность фигур во многом зависит от пешечного расположения, и поэтому большую роль приобретает согласованность в расположении фигур и пешек. Активизируя свои фигуры, обыкновенно надо стараться стеснить фигуры противника, ограничить их подвижность, навязать им пассивную, защитительную роль. Венцом правильной стратегии в Э. нередко оказывается достижение позиции цугцванга, т. е. такой позиции, где очередь хода является невыгодной для защищающейся стороны.
Вот простейшая позиция взаимного цугцванга. Если ход белых, им приходится играть 1.
Крсб, что ведет к пату. При ходе черных они обязаны продолжать 1... КрЬ7, и после 2. Kpd7 белые проводят пешку в ферзи и добиваются победы.
Для того чтобы легче ориентироваться в многочисленных позициях Э., теоретиками предложена их классификация. Следует, однако, отметить, что эта классификация во многом условна и нуждается в уточнении. В зависимости от количества боевых сил окончания принято делить на следующие группы: а) простые окончания; б) смешанные; в) сложные.
В простых окончаниях, кроме королей с пешками или без них, на доске имеется не более одной фигуры одного наименования с каждой стороны. В смешанных окончаниях, кроме королей с пешками или без них, на доске имеется не более одной фигуры разного наименования с каждой стороны. В сложных окончаниях, кроме королей с пешками или без них, на доске имеется по две и более фигуры с каждой стороны.
В зависимости от качества боевых сил окончания также принято делить на группы.
I. Пешечные окончания. В пешечном Э. на доске имеются только короли и пешки. Как правило, перевес в одну пешку является достаточным для победы. План реализации перевеса заключается в образовании проходной пешки и продвижении ее в ферзи.
II. Коневые окончания. В коневом эндшпиле на доске имеются, кроме королей, только кони и пешки. Чаще всего перевес в одну пешку достаточен для победы. План реализации перевеса примерно тот же, что и в пешечном Э. Проходная пешка проводится в ферзи или используется для отвлечения короля либо коня противника и дальнейших материальных завоеваний.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru