НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)


Приключения Мурзилки

большая детективная сказка

Дело No 2
Глава девятая
ОСТАВИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ 2-09


  mp3 — VBR до 160kbps — 44Hz — Stereo  



MP3

ДАЛЬШЕ

 

В НАЧАЛО

 

 

Глава девятая
ОСТАВИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ


Возня, шум и топот разбудили медведя. Его берлога находилась в стороне от болота, у подножья песчаной горки. Леший и кикимора только хвастались, что они в лесу хозяева, а на самом деле хозяином был медведь, которого звали Топтыгин Михал Михалыч. На него колдовство лесной нечисти не действовало.

Медведь высунул голову из берлоги и огляделся. Неподалёку от него, за деревьями, хохотали, рычали, верещали и приплясывали леший с кикиморой.

— Эй! — рыкнул на них медведь так, что оба разом присели. — А ну кончай шуметь!

Разглядев медведя и немного оправившись от испуга, оба залебезили наперебой:

— Ах, это вы, Михал Михалыч! С наступающим вас, Михал Михалыч! Праздничку радуемся, вот и шумим. А не хотите, мы и не будем. Вот всё, раз-два-три, молчок, тишина.

Топтыгина в этом лесу все боялись, а он боялся только охотников с ружьями. Но охота была здесь запрещена, да и лес был настолько болотистый, что люди сюда редко забредали.

Больше всего Михал Михалыч не любил, когда его будили, особенно зимой. Если зимой его беспокоили, он не мог снова заснуть, пока чего-нибудь не поест. А найти пищу в зимнем лесу не так-то просто. И тогда он бродил, словно привидение, и на всех кидался.

На этот раз Топтыгин, по счастью, не успел хорошенько проснуться. С полузакрытыми глазами он погрозил нечисти лапой, затворил лаз в берлогу, лёг на ворох еловых веток, засунул в пасть лапу, почмокал и снова захрапел.

— Тс-сс! — сказали друг другу леший и кикимора и на цыпочках зашагали к западне.

Склонившись над ямой, они стали разглядывать сжавшихся в комочек мальчика и девочку.

— Хороши, — заметила кикимора.

— Хороши… — подтвердил леший.

— Девчонку я к себе насовсем заберу. Буду из неё кикимору воспитывать.

— Моя берлога, мне и выбирать, — возразил леший.

— Гостям надо уступать, такие правила.

— Вот и ступай со своими правилами ещё к кому-нибудь в гости, пока ноги целы.

— Думай, что говоришь! — разозлилась кикимора. — В болоте давно не сидел?

Но леший был на этот раз начеку. Чтобы кикимора не могла крутануться волчком, он схватил её за горло. Та, не растерявшись, вцепилась ногтями ему в лохматую морду. И оба, заголосив от боли, начали кататься по снегу, оставляя вокруг клочья волос и шерсти.

Пока они мутузили и царапали друг друга, медведь опять проснулся и на этот раз целиком вылез из своей берлоги.

Протирая лапами глаза, неторопливо подошёл он к дерущимся и влепил кикиморе такую затрещину, что она отлетела метров на двадцать и повисла на берёзе. Другой лапой Топтыгин наподдал лешему, и тот отлетел в другую сторону ещё дальше и повис на сосне.

— Третий раз вылезу — пеняйте на себя, — предупредил медведь и отправился спать.

И ему снова удалось заснуть и даже увидеть приятный сон — что-то такое про малиновые заросли и красотку медведицу с розовым венком на голове…

А леший и кикимора висели-висели, да начали замерзать.

— Эй, леший, — тихонько проверещала кикимора, — давай мириться. У меня, гляди, сук ненадёжный. Трещит, прогибается, того и гляди подломится. Спусти меня на землю, а я тебя тоже потом спущу.

Леший не хотел мириться, но кикимора его своими речами понемногу умаслила. Вырвал он из своей бороды волосину, нашептал заговор и разорвал волосину пополам.

Тут же кикимора оказалась на земле, целая и невредимая. Хотела она обмануть лешего, но тот уже другой волосок приготовил на всякий случай… Делать нечего: крутанулась кикимора волчком, шепнула что положено, плюнула — вот и леший на земле стоит, спину потирает.

Снова подошли они к яме, снова начали спорить. Но драться на этот раз не стали — решили жребий тянуть. Леший вытянул девочку, кикимора — мальчика.

— Мама… — прошептал Андрейка, побелев от страха.

— Папа… — беззвучно прошептала Даша, дрожа как осиновый лист.



А в это время ходики, висевшие на стене у Клотильды Марковны, показывали начало десятого. А в действительности шёл уже двенадцатый час. Мама и папа который раз вставали и собирались уходить, но хозяйка всякий раз придумывала что-то такое, чтобы их ещё немного задержать.

Наконец, за полчаса до Нового года, папа вышел из-за стола в туалет и там, между прочим, взглянул на свои собственные наручные часы. А увидев, ахнул, вернулся в комнату и решительно заявил:

— Клотильда Марковна, вы нас подло обманули! Вы нарочно ввели нас в заблуждение своими неисправными часами, потому что хотите испортить праздник нашим детям! Но теперь мы от вас уходим, и ноги моей больше не будет в вашем доме!

После этого папа и мама действительно оделись и ушли.

Оторопевшая Клотильда Марковна выскочила на лестницу и крикнула им вслед какую-то гадость. А потом изо всех сил хлопнула дверью, да так неосторожно, что прищемила палец. Но теперь её крикам уже никто не верил.

Мама и папа выбежали на улицу и стали ловить такси, чтобы поскорее доехать. Но такси праздничной ночью всегда заняты, а другой транспорт ходит редко или совсем не ходит. Но даже если бы несчастные родители моментально оказались у себя дома, то всё равно не застали бы там своих ещё более несчастных детей. Спасти Дашу и Андрейку могли теперь только волшебные человечки, которые мчались на подмогу во весь опор, сидя внутри механической собаки.



Слоновые окончания. В слоновом Э. на доске имеются, кроме королей, только слоны и пешки. Возможности сторон в значительной мере зависят от того, какие у них слоны. Если слоны у обоих противников одноцветные, то перевес в одну пешку обычно оказывается решающим. При наличии же разноцветных слонов перевес в одну пешку и даже более нередко оказывается недостаточным для победы, если противнику удается застопорить эти пешки, а их движение нельзя поддержать собственным королем. Большое значение в слоновом Э. имеет согласованность в расположении слонов и пешек. Как правило, пешки полезно располагать на полях, противоположных цвету своего слона, чтобы не ограничивать его действия.
IV. Окончания со слоном против коня. В этом Э. одна из сторон обладает слоном, др.— конем. Лишняя пешка, как правило, ведет к победе, причем со слоном перевес реализовать, пожалуй, легче, чем с конем. При игре на разных флангах и в открытых позициях слон обычно оказывается сильнее коня. В позициях закрытого типа, с замкнутыми пешечными цепями, слон чаще слабее коня.
Окончания типа III и IV, в которых на доске наличествуют, кроме королей, только легкие фигуры, имеют общее название легкофигурных окончаний.
V. Ладейные окончания. Так называют окончания, где на доске имеются, кроме королей, только ладьи и пешки. Этот тип окончаний наиболее часто встречается на практике. Лишняя пешка в ладейном Э. далеко не всегда является решающим преимуществом. Пожалуй, самым существенным признаком в оценке ладейного Э. является активность ладьи.
VI. Ферз. окончания. В ферз. окончаниях на доске имеются, кроме королей, только ферзи и пешки. Ферзь может активно поддержать движение проходной пешки в ферзи. Поэтому, если король имеет убежище, а с пешкой борется лишь ферзь противника, то реализация лишней проходной пешки является несложным делом. Если же король лишен надежного прикрытия в свое?! лагере, то большое значение имеет возможность проникновения короля в лагерь противника, чтобы найти там убежище или нанести ему большой материальный урон.
VII. Тяжелофигурные окончания. Так обычно называют окончания, в которых в борьбе участвуют с каждой стороны, кроме королей и пешек, ферзи и ладьи. Отличительная особенность таких окончаний состоит в том, что они соединяют эндшпиль-ные мотивы с мотивами, характерными для середины игры.
Vшахматы Окончания с ладьей против легкой фигуры. К этому типу относятся окончания, где у одной стороны имеются ладья с пешками или без них, у др.— слон либо конь с пешками или без них. При равном количестве пешек дело обычно сводится к реализации преимущества ладьи над легкой фигурой.
IX. Окончания с ферзем против ладьи. В этом окончании ферзь с пешками или без них борется против ладьи с пешками или без них. Встречаются редко и обычно заканчиваются победой стороны, имеющей ферзя.
X. Окончания с ферзем против легкой фигуры. В этом окончании, где ферзь с пешками или без них борется против легкой фигуры с пешками или без них, лишь в самых исключительных случаях сторона, имеющая легкую фигуру, может рассчитывать на спасение.
Большое значение, особенно в пешечном Э., теоретич. основы которого разработаны наиболее хорошо, приобретают ключевые поля. Ключевыми полями принято называть некоторые поля в позиции, занятие которых фигурами сильнейшей стороны ведет к достижению определенной стра-тегич. цели. Слабейшая сторона в защите должна препятствовать занятию этих полей фигурами противника.
Ключевые поля — Ь7, с7, d7, Ьб, сб, d6. Стоит королю белых попасть на одно из них, как пешка с5 форсированно пройдет в ферзи. При своем ходе черные, играя 1. . . Крс7 или 1 . . . Kpd7, добиваются ничьей, т. к. после 2. сб Крс8 3. Kpd6 Kpd8 4. с7+ Крс8 возникает позиция предыдущей диаграммы с ходом белых.
А вот пример из слонового Э. Поле сб — ключевое при слоне черных по диагонали а4—е8. Если бы белые заняли его слоном, им удалось бы провести пешку в ферзи. Но король черных контроли-
рует это поле и не допускает перекрытия. Не помогает и 1. Cd7 Cd 1 2. Себ Cg4. Белые вытеснили слона противника с диагонали а4— е8, но он перешел на др. диагональ. При слоне черных на диагонали с8—h3 ключевое поле с8 недоступно слону белых, т. к. занятие его ведет к потере пешки.
К числу основных понятий теории Э. принадлежат и поля соответствия. Это такие поля на доске, маневрирование на которых фигурами имеет важное значение в борьбе за ключевые поля. Поля соответствия могут быть между самыми различными фигурами.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru