НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)


Приключения Мурзилки

большая детективная сказка

Дело No 4
ОПЕРАЦИЯ “МЖ„

Глава пятнадцатая
ТАЙНА ОПЕРАЦИИ «МЖ» (4-15)


  mp3 — VBR до 160kbps — 44Hz — Stereo  



MP3

ЭПИЛОГ

Глава пятнадцатая
ТАЙНА ОПЕРАЦИИ «МЖ»


Тем же вечером, распрощавшись с заметно повеселевшим Шнуром, «Лиса» отбыла в Москву.

Для того, чтобы попасть в поезд, человечки разыскали тот самый вагон, в котором приехали. Петрович узнал собаку и трясущейся рукой вынул у неё из-под ошейника бумажку. Он долго не мог ничего разобрать, и лишь использовав очки как увеличительное стекло, смог прочесть микроскопические буквы:


Уважаемый товарищ проводник.
Хозяин этой тихой и послушной собаки встретит вас на перроне Ленинградского вокзала. Его благодарность за вашу услугу выразится 200 (двумястами) условными евроединицами.
М, Ш и М.


Петрович наклонился, вглядываясь в ошейник. Ему вдруг показалось, что в некоторых заклёпках поблёскивают стёклышки крошечных объективов (на самом деле это были капельки заморосившего дождя). «Несомненно, — подумал Петрович, — что если в одних заклёпках спрятаны объективчики, то в других спрятаны микрофончики…»

— Перевозка мелких домашних животных, в случае должного присмотра со стороны хозяина либо же взявшего на себя эту ответственность проводника, не возбраняется, — проговорил он голосом диктора.

За истекшие два дня Петрович вызубрил наизусть должностную инструкцию, которую другие проводники в глаза не видели. Форма на нём была чистая и выглаженная.

«Лиса» махнула хвостом, шмыгнула в служебное купе и запрыгнула на верхнюю полку. Там она просидела всю ночь без движения. А Петрович тоже сидел внизу, выпрямив спину, приподняв подбородок и даже брови. На остановках он выходил с флажком и, двигаясь по военному чётко, делал всё, что положено. Во время длинных перегонов он мыл туалеты, подметал в проходе и кипятил воду в «Титане». Возвращаясь в служебное купе, он снова садился на краешек нижней полки и говорил, будто про себя, что-нибудь такое:

— Рулончик-то в туалете я свой, импортный повесил. Ничего, не обеднею — главное, чтобы пассажир был доволен. Такие уж у меня порядки заведены…

Тем временем, пока Мурзилка трудился над текстом репортажа, а Шустрик считал столбы, мимо которых проносился поезд, Мямлик листал электронные справочники и ломал голову над не дававшей ему покоя загадкой аббревиатуры «МЖ».

— «Мелкое жульничество», «монитор жидкокристаллический», «мистическое жертвоприношение»… — гадал он вслух на все лады.

На ум приходила только одна чепуха, местами граничащая с бредом сумасшедшего. Но вот в голове Мямлика что-то щёлкнуло.

— Есть. Готово, — произнёс он после затянувшейся паузы, во время которой Шустрик перестал считать столбы, а Мурзилка потерял мысль.

— Шеф, помните этого типа, который приходил вчера к Толстомясову? Того, с которым работают патологоанатомы, часовщики и электронщики?.. Мы взяли ворсинку от его пальто с меховым воротником.

— Помню.

— Что там на ней было?

— Мышьяковистокислый натр.

— Как его применяют?

— Это какой-то яд… Не думаешь ли ты, что зверей собирались отравить?

— Операция «Мёртвые животные»? Грубовато, шеф. Но, очень близко от истины. Горячо, совсем радом. Сделайте ещё один маленький шажок. Ну?..

Мурзилка энергично потёр виски. Шустрик даже не пытался.

— Ну?..

— Говори!

— Этим ядом пользуются для своей работы таксидермисты.

— Кто?!

— Мастера по изготовлению чучел животных.

— Чучел?!!

— Вот именно. Старичок Формалинов и есть такой мастер. В этом весь фокус. Звери создают кучу проблем. Даже маленькая собачка в доме — обуза, непосильная для большинства горожан. Что уж тут говорить о целом зоопарке с крокодилами, павлинами, зебрами, питонами, слонами… Часовщики, электронщики и патологоанатомы понадобились ему для изготовления механических животных.

— «МЖ», — сказал Мурзилка.

— Они хотели сделать из живых зверей механические чучела. Чтобы с виду в зоопарке был полный порядок. И никаких расходов на содержание. Они собирались сделать чучела из живых зверей…

Впечатлительный Шустрик ахнул и, чтобы не перегорели предохранители, отключился. Мямлик вынул изо рта жевательную резинку и прилепил ему на нос-лампочку.



Точно по расписанию поезд прибыл на Ленинградский вокзал. Буквоедов уже стоял на перроне. В одной руке он держал объёмистую спортивную сумку, в другой — прозрачную пластиковую папку с бумагами.

«Лиса» выбежала из вагона и запрыгнула в сумку. Мастодонт Сидорович застегнул молнию, шагнул к вытянувшемуся по струнке проводнику.

— Это вам, — протянул он обещанное вознаграждение.

— Благодарствую, — шепнул Петрович, мгновенно спрятав деньги и стрельнув глазами по сторонам.

— И это тоже вам, почитаете на досуге, — Буквоедов отдал проводнику папку с бумагами. — Надеюсь, это избавит вас от излишней нервозности и подозрительности.

Это была свежая распечатка мурзилкиного репортажа, который назывался «Тайна операции «МЖ». Там и про Петровича было написано.




ЭКОНОМИЧНЫЙ МАТ
(ПАТ) — мат (пат) в задаче или этюде, в котором принимают участие все фигуры (в задаче исключение допускается лишь для короля и пешек белых ввиду их малой подвижности).
ЭЛЛЕРМАН (Ellerman), Ар-нольдо (Аргентина) (р. 1893) — выдающийся проблемист, междунар. мастер и междунар. арбитр по шахмат. композиции с момента учреждения званий. С 1910 опубликовал свыше 3000 двухходовых задач, из которых около 600 отмечены отличиями, в том числе более 80 — I призами. Наряду с Барулиным, Гвиделли, Гэмед-жом, Мари, Мэнсфилдом принадлежит к числу композиторов, возродивших двухходовку в 20— 30-х гг. Наиболее полно разработал тему прямого развязывания, почему она часто носит название «эллермановского развязывания». Видный шахмат. деятель, редактор журнала «Эль ахедрес Аргентино», автор многих книг.
ЭТЮД — искусственная позиция, в которой одной из сторон (обычно белым) предлагается выполнить задание без указания количества ходов. Поэтому Э. стоит значительно ближе к практич. игре, чем задача. Начальная позиция Э., как правило, естественна и напоминает положение из партии — чаще всего из эндшпиля, реже из середины игры.
По заданию этюды делятся на две группы: 1) на выигрыш — белые начинают и выигрывают (или короче — выигрыш); 2) на ничью — белые начинают и делают ничью (или короче — ничья).
Решение Э. состоит в нахождении задуманного автором единственного пути, ведущего к выполнению задания. Скрытность и трудность решения Э. достигаются замаскированностью основной идеи с помощью вступительной игры и предоставления черным возможностей активной контригры.
В Э. должны быть соблюдены основные принципы шахмат. композиции. На пути развития Э. эти принципы претерпевали изменения: расширялся круг тематики, менялись требования к форме.
По содержанию этюды тоже делятся на две группы: 1) ана-литич., в которых на первый план выступают элементы анализа; 2) комбинац., в которых главное значение имеет идея произведения, комбинация. Аналитич. Э.( стоит особенно близко к партии, его можно рассматривать как раздел эндшпиля, но с соблюдением принципа единственности решения.
Э. возник как самостоятельная форма композиции из мансуб и при изучении окончаний партий. Но история Э. по существу начинается с серед. XIX в* Вначале этюды имели аналитич., характер и форсированное решение. Таким было большинство произведений в первом сб. Клинга и Горвица (1851). В дальнейшем в творчестве ряда этюдистов начинают формироваться эстетич. принципы совр. Э. (датчанин Иесперсен, Бергер, прибалт, этю-дисты Амелунг, Зеверс, Капабланка и Я. Бетиньши). Принцип экономичности построения и игры, утвердившийся в задаче, становится ведущим и в Э. Постепенно изживаются форсированность решения, разрабатываются новые тех-нич. приемы.
Однако подлинным основоположником худож. Э., давшим законченное творч. и теоретич. определение его принципов, явился Троицкий, первые выступления которого относятся к 1895.
Главная заслуга Троицкого состоит в том, что он перенес в Э. свойственную практич. партии борьбу во всей ее красоте и разнообразии и выразил эту борьбу в худож., т. е. чистой и экономичной форме. Т. еще более укрепил связи Э. с практич. игрой. Эта связь заключается в естественности и жизненности начального положения (Э. должен быть эпизодом из партии), в обоюдоострой, полной эмоционального содержания борьбе с неожиданными эффектными жертвами, маневрами, интересными, подчеркивающими основную идею ложными следами, в красивом запоминающемся финале.
Наряду с Троицким большую роль в становлении худож. Э. сыграли также Ринк, В. и М. Платовы и Л. Куббель.
За последние 30—40 лет Э. получил значительное развитие во многих странах: Франции (Лазар, Гальберштадт), Чехословакии (Рети, Дедрле, Дурас, Мандлер, Прокеш, Фритз), Финляндии (Киви, Гунст), Швеции (Холм), Голландии (Селман, Мар-витц, де Фейтер), Австрии (Во-тава), Аргентине (Муньос), Румынии (Фараго) и др.
Но на наибольшую высоту Э. поднят в нашей стране, которая остается главным творч. центром етюдной композиции. советских этю-дисты открывают и воплощают в своих произведениях новые, оригинальные идеи, непрерывно совершенствуют свое технич. мастерство.
В процессе этого роста возникали творч. дискуссии, имевшие большое принципиальное значение. Такой была дискуссия, начавшаяся в 30-е гг. и по существу продолжающаяся и поныне.
Некоторые советских и зарубежные этюдисты, придавая решающее
значение идее, новизне и необычности темы, считали, что вопросы материала, соотношения сил, формы стоят на втором плане. Это приводило и к переоценке важности конечного положения Э. за счет предшествующей игры. В результате часто возникали произведения с неуклюжей и неестественной начальной позицией. Это направление получило условное название «романтического».
Как показала практика, в большинстве случаев это новатор* ство сводилось к несовершенству формы. Почти все идеи, перво» начально воплощенные в «романтической» форме, удавалось затем реализовать в худож.
Дискуссия сыграла большую роль в воспитании эстетич. вкуса и сделала более ясным путь, по которому должно пойти развитие Э.
Лит.: Гербстман А. О., Шахматный этюд в СССР, М.-Л., 1934: Гербстман А. О., Современный шахматный этюд, М.-Л., 1937; Советский шахматный этюд (сб.), М., 1955; Авербах Ю., Как решать шахматные зтюды, М., 1957.
ЭТЮДИСТ — составитель этюдов.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru