НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)


Город

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

Одиночество. Вилка

  mp3PRO — VBR до 96kbps — 44Hz — Stereo  

3.17


MP3

ДАЛЬШЕ

В НАЧАЛО

 

 


      Первым советским денежным займом был Государственный выигрышный заем 1922 г., выпущенный в октябре 1922 г. на сумму 100 млн, руб. золотом. Владельцы облигаций долучали по купонам 6% дохода в год и, кроме того, участвовали в тиражах выигрышей. В отличие от натуральных, первый денежный заем был долгосрочным: выкуп облигаций производился с 1 декабря 1928 г. в течение пяти лет посредством ежегодных тиражей погашения. Выпуск займа в золотом исчислении диктовался задачами обеспечения реального дохода государственного бюджета и предотвращения ущерба владельцев облигаций от обесценения совзнаков. Продажа облигаций и выплата доходов (выигрышей и процентов) производилась совзнаками по курсу на золото.
      Для того чтобы заставить капиталистические элементы (частных торговцев, промышленников, подрядчиков и т. п.), стремящихся направить свои капиталы в спекулятивные операции, приобретать облигации зтого займа, по отношению к ним был применен метод принудительного размещения: при уплате нало-
      * СУ, 1922, № 36, ст. Ш
      гов ощі обязаны были покупать определенное количество облигаций займа, на которых делалась особая надпись: «Не подлежит приему в залог и не может котироваться на бирже».
      Обязательное приобретение облигаций займа было введено также для государственных и кооперативных предприятий. Среди рабочих и служащих заем размещался в порядке коллективной подписки; их право продажи и залога облигаций ничем не ограничивалось. Такой же порядок размещения был вначале применен и ко Второму государственному шестипроцеитному выигрышному займу, выпущенному в апреле 1924 т. на сумму 100 млн. руб. сроком иа 5 лет.
      Успешное завершение денежной реформы, создавшее благоприятные предпосылки быстрого роста денежных доходов населения, открыло возможности для выпуска государственных займов, специально рассчитанных на сельскохозяйственное население. Такими займами явились крестьянские выигрышные займы 1924 и
      1925 гг. Первый из них был выпущен на сумму 50 (а затем увеличен до 90) млн. руб. из 5% годовых сроком на 2 года и 9 месяцев, второй — иа сумму 100 млн. руб. нз 12% годовых сроком на 2 года. Кроме процентов государство выплачивало по этим займам выигрыши. Облигации займов принимались в уплату сельскохозяйственного налога и в обеспечение ссуд, выдаваемых сельскохозяйственными банками и обществами сельскохозяйственного кредита.
      На вовлечение в организованный оборот частных накоплений был рассчитан выпущенный в апреле 1925 г. сроком на 1 год Государственный краткосрочный 5%-Him внутренний заем. Так как реализация займа производилась по весьма низкому курсу, а погашение заканчивалось в марте 1926 г., то фактически владельцы его облигаций получала 29% годового дохода. Это была нерентабельная для государства кредитная операция, проведение которой можно оправдать лишь отсутствием опыта. -
      Государственными кредитными операциями специального назначения были Государственный 8%-ный внутренний золотой заем) 1924 г. (на сумму 100 млн. руб. сроком на 6 лет) ж Государственный внутренний заем хозяйственного восстановлена!»
      1926 г. (на ;300 млн. руб. нз 10% годовых сроком на 5 лет). В первый из них, получивший название гарантийного, государственные учреждения и предприятия обязаны были помещать свои резервные и запасные фонды. Второй заем представлял собой попытку использовать стабильные остатки средств на текущих счетах в банках для долгосрочного кредитования капитального строительства. Облигации Займа хозяйственного восстановления выдавались в счет финансирования плановых капитальных работ, а хозяйственные органы должны были под залог облигаций получать в банках ссуды. За 1925/26 г. финансирование по этому займу выразилось в сумме 245,6 млн. руб., из которых промышленность получила 190,1 млн., транспорт и связь — 36,6 млн. руб.
      Поступления по государственным займам за 1922/23— 1925/26 гг. составили 547,7 млн. руб., расходы — 295,6 млн., в том числе выплата процентов и выигрышей — 56,2, погашение займов — 218,9 млн., расходы по реализации — 17,4 млн. руб. Остаток государственного долга иа 1 октября 1926 г. (без займа хозяйственного восстановления) равнялся 335,6 млн. руб.'0
      Для усиления оборотных средств государственного казначейства применялся выпуск платежных обязательств Наркомфина, в который помещалась свободная денежная наличность учреждений и предприятий. За 1922/23—1925/26 гг. таких обязательств было реализовано на сумму 571,8 млн. руб., погашено — на 493,3 млн. руб.
      Прием вкладов от населения имели право производить почти все созданные после перехода к нэпу кредитные учреждения, однако ни для одного из них это не являлось специальной задачей. Попытки Госбанка наладить это дело не увенчались успехом, так как он располагал небольшим числом филиалов, а у населения отсутствовали навыки пользоваться его услугами. Поэтому в 1923 г, бйдо решено создать систему специальных кредитных учреждений — государственных трудовых сберегательных касс.
      Основной задачей сберегательных касс в первый год их деятельности являлось страхование заработной платы от обесценения денег. В этих целях они принимали и выдавали вклады в золотом исчислении, тем самым беря на себя, т. е. на государство, курсовые потерн. Только после завершения денежной реформы создались благоприятные условия для развертывания деятельности сберегательных касс, а динамика вкладов стала показателем качества их деятельности.
      Число сберегательных касс нарастало весьма интенсивно и на 1 октября 1926 г. (11982 кассы) почти вдвое превысило довоенный уровень. Однако количество вкладчиков (1315 тыс.) и особенно сумма привлеченных вкладов (90,5 млн, руб.) росли не быстро. Это свидетельствует о том, что сберегательное дело находилось еще в начальном, организационном периоде, но оно подвергалось коренным изменениям, отражающим суть нового, советского строя. В 1915 г. на долю фабричных рабочих приходилось лишь 4,3 % общей суммы вкладов, на долю служащих — около 20%. В общей же сумме вкладов в советских сберегательных кассах на 1 октября 1926 г. вклады рабочих составляли 16,9%, служащих — 50,8, а иа долю торговцев и других владела цев частных предприятий приходилось лишь 3,5%. Советские сберегательные кассы с первых дней их существования базировались на доходах и сбережениях широких трудящихся масс.
      ,0 Дьяченко В. IT, Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства, ч. 1, с. 281—282.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru