НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Фрэнсис Скотт Фицджеральд

ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ

литературные чтения

5

  mp3 — 112kbps — 48Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

Еще до появления своей статьи в «Искусстве и Древностях», 31 января 1827 года Гёте сказал Эккерману: «Национальные литературы теперь не так уж много значат, близка эпоха всемирной литературы, и каждый из нас должен стремиться ускорить ее наступление. Однако, и при такой оценке иностранного мы не должны останавливаться на частностях и их принимать за образец. Мы не должны считать образцовым что-нибудь китайское или сербское, или «Нибелунгов», но в поисках образцов всегда возвращаться к древним грекам, в чьем творчестве изображен прекрасный человек. Всё остальное надо рассматривать всего лишь, как историческое, и брать из него лишь то, что нам подходит». Сходное суждение по поводу изобразительных искусств находим среди «Изречений в прозе»: «Китайские, индийские, египетские древности — всего лишь курьезы; очень похвально изучать их и знакомить с ними других, но нашему нравственному и художественному воспитанию они не принесут никакой пользы». В обоих случаях Гёте противополагает европейскую традицию, совпадающую для него с наследием классической древности, другим неевропейским культурам, представляющимся ему всего лишь нейтральным историческим материалом, предметом научного знания, но не творческого усвоения, интеллектуального интереса, но не перерождающего душу внутреннего опыта. Классические его вкусы заставляют его слишком суживать понятие Европы; «Нибелунгов» и сербский эпос он напрасно ставит на одну доску с китайской поэзией; однако, противоположение его в целом сохраняет смысл и сейчас: раз навсегда разграничивает оно европейскую литературу от всемирной. Величайшая заслуга всех размышлений Гёте на эту тему, самый мудрый завет, какой он преподал нам, заключается в том, что, помышляя о человечестве, он мыслил европейского человека во всей его исторической конкретности, а не отвлеченное существо, способное усвоить правила и рецепты такой же отвлеченной цивилизации; думая о всемирности, не изменял ни родной своей Европе, ни своей стране, ни свободе и цельности живой человеческой личности; в том, что он не смешивал европейского с интернациональным и не растворял его в неопределенно-мировом.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru