НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Сергей Иванов

ОТСТУПЛЕНИЕ

радиоспектакль

3

  aacPlus — 56kbps — 44Hz — Stereo  



AAC

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ




 

 


Одарченко — новое имя. После короткой «предварительной подготовки» (стихи в журналах) он вдруг выпустил замечательную книгу стихов — Денек (1949 г.). И сразу оказался в первом ряду. Он — зрелый мастер. У него (как прежде любили писать) — «свое лицо», «своя стать». Если угодно, его можно назвать сюрреалистом. Но этот термин — очень надоевший и уже немодный! Лучше рассказать о нем своими словами (что — нелегко).
Чего только у него не находим. Например. —
1. Детские сказки, даже сказочки. Вот мальчик, катит серсо — «в беленьких чулочках ножки». И вдруг он видит кто то «висит, качаясь на суку». Или вот пароходик, у которого «красный носик». И этот пароходик, конечно, никогда не вернется. Еще слоник, который ходит по канату. Слоник, конечно, упадет. Много, много уменьшительных, тоненькая невинная мелодия. И в каждой сказочке — сквознячок из небытия.
Если это что то напоминает, то очень отдаленно — блоковскую жуткую песенку «в голубой далекой спаленке».
2. Бытовые картинки — такие знакомые, провинциально-русские. Вот Клавдия Петровна подает самовар. Скоро она упадет на паркет — папа кончил самоубийством. У Стеши родился сын Васенька. Но его уже больше нет. Он был больной. А Ванюше велели зарезать черного петушка. Ведь «чтоб живым быть надо кушать». Курочка закудахчет, о «петушке своем плачет». Опять уменьшительные. И необыкновенная четкость рисунка. По первому впечатлению — это какой-то странно-добродушный садизм, или сентиментальное смакование ужасиков (выражение Андрея Белого). Второе впечатление — здесь чувство раздавленности. И столько скрытой жалости. И какая это грусть.
Таких бытовых картинок — ни у кого не было.
3. Другие картинки. Например. — «На красной площади, на плахе сидит веселый воробей». Или — охота за страусовыми перьями в пустыне. А вот вся современная цивилизация. — «Стучит машинка без отказу, струится солнце на листы. Легко диктует разум строгий итоги страшной пустоты». Это и ужас, и обида.
4. Рассуждения — разные заметы. Что такое шантаж? Французское словечко: «из человека в человечка любого превратит оно». Или рассуждения о «русской душонке». Усиленно рекомендую читателю ознакомиться с ними в подлиннике. Отлично по русски написано и очень не по русски — кратко.
Удивительная наблюдательность у Одарченко. Везде — отчетливость мысли и рисунка. И тот непривычный (для зарубежной поэзии) вымысел, о котором у Пушкина — «над вымыслом слезами обольюсь».
5. Беспредметная поэзия. Вот стихотворение, где только два «предмета» — листопады и водопады. Далее признание, которое Одарченко вправе сделать: «я расставляю слова в наилучшем и строгом порядке — это будут слова, от которых бегут без оглядки». И если это гармония — то не Парнаса, а скорее Тартара. Живописная, музыкальная, словесная «гармония» сомнений, угрызений, жалобы и жалости.
Последнее, и, по моему, лучшее стихотворение, совершенно беспредметное. Там — «печаль сознанья красоты — безмолвное очарованье земной несбыточной мечты...».
Много дано Одарченко. И он уже много дал. И может дать еще больше. После явления Поплавского (Флаги, 1930 г.) ни у кого не было такой новизны. Но если у Поплавского — поэтический беспорядок, то у Одарченко — поэтический порядок. И за этим беспорядком и за этим порядком — «хаос шевелится». Но слышится и музыка, вопреки всему — светлая музыка, которая никого не спасает и иногда только утешает.

А. РЕМИЗОВ. В розовом блеске. Издательство имени Чехова, Нью-Йорк, 1952 г.
А. М. Ремизов мастер слова. Он влюблен в слово. Он им одержим. Ему открыта магия слов. Он глубоко знает и чувствует стихию русского языка. Старинного и нового. Народного, обывательского, мещанского, литературного. Он сейчас, кажется, единственный представитель той русской литературы, которая началась с Гоголя и через ответвление Лесков-Розанов — дала явление Ремизова. В последние годы до своей книги «Подстриженными глазами« А. Ремизов увлекался, главным образом, тем обликом своего творчества, который в его молодости дал «Посолонь» и очаровательные детские сказки, а впоследствии его повести в древнем русском стиле, его сказы и сны. Это всегда было очень интересно, но его настоящие ценители жалели о том времени, когда он создал свою замечательную повесть «Крестовые сестры», свой трогательный рассказ «Петушок». Теперь в своей книге «В розовом блеске» он даже превзошел эти свои произвеения.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru