НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Василий Шукшин

ПОЗОВИ МЕНЯ В ДАЛЬ СВЕТЛУЮ

радиоспектакль

4

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3



КОНЕЦ


≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 


      Изображение и интерпретация военных столкновений Александра с внешними врагами развертываются — соответственно главной теме древнерусской литературы — на фоне космической борьбы между божественной ратью и силами тьмы. Деяния Александра оказываются героическими, поскольку он смог отразить переход через границу чуждых сил, в телеологическом смысле воспринимаемый как несправедливость, и поэтому вел bellum iustum, справедливую войну. Это выражалось, например, в молитвах Александра в храме Святой Софии перед Невской битвой и сражением на льду Чудского озера. Перед битвой со шведами Александр просил Всевышнего о заступничестве, поскольку тот отвел народам границы и «повеле жити, не преступая в чужую часть». Переход границы врагом представлялся нарушением божественного порядка. Подобным образом Александр «размышляет» в молитве перед боем с Тевтонским орденом, называя врага «высокомерным» и «языком велеречным». Победы Александра, таким образом, оказывались триумфом смирения над гордыней и могли быть оправданы теологически.
     
      В соответствии с жанровой спецификой жития, представляющего не «уникально историческое», а «общетипическое» святого, на передний план выходит не биографическое, а сакральное измерение текста. В «Повести» жизнь Александра называется святой, честной и славной, его правление установленным от Бога, а смертные останки «святым телом». Сам зачин и заключительный пассаж «Повести», формулы смирения автора в начале и формулировки в конце текста типичны для повести о святом, как и многочисленные цитаты и интертекстуальные отсылки к Ветхому Завету, другим житиям русских князей, а также прочим религиозным текстам, например «Пчеле». С точки зрения агиографа, в Александре воплотился идеал христианского властителя:
     
      Князь благ в странах — тих, уветлив, кроток, съмерен, — по образу Божию есть, не внимая богатьства и не презря кров правед-ничю, сироте и вдовици в правду судяй, милостилюбец, а не злато-любец, благ домочадцем своим и вънешним от стран приходящим кормитель. На таковыя Бог призирает на мир щедротами: Бог бо мира не аггелом любит, но человеком си щедря ущедряет, учит и показает на мир милость свою.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru