НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Е. Шварц

ДРАКОН

радиоспектакль

1

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ >>

<< НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ

      Жизнь монахов и книжников, писавших жития, определялась миром текстов Священного Писания, догмата и литургии. Этот запас текстов определил не только лексику их произведений, он был постоянным источником вполне определенных первообразов, служивших в то же время фоном для восприятия действительности. Поэтому описание личностей в житии скорее следует интерпретировать как «иконоподобную репрезентацию типичного величия», чем как изображение индивидуальных черт святого. В целом понимание истории православным средневековьем определялось схемой «префигурация и воплощение». Исторические события при ретроспективном взгляде теряли свое индивидуальное значение, поскольку мыслились как исполнение или повторение событий, предсказанных в Ветхом Завете, и встраивались в контекст священной истории. При таком типологическом объяснении истории все события оказывались отражением или частями божественного плана, помимо которого не могут существовать действующие в истории силы. Такое мышление по схеме «первообраз — отображение», которое обнаруживается и в теологии иконы или древнерусской традиции именования столицы, является центральным для понимания средневековой православной культуры. Также и автор «Повести» часто описывает различные эпизоды из жизни Александра, используя образы Ветхого Завета или других сакральных текстов. Такой подход можно интерпретировать как стремление воспринимать написанное не в его исторической уникальности, а скорее встроить его в «сверхисторическое», в неизменные во времени рамки возвращающихся первообразов. Этот принцип «первообраза — отображения» появляется в «Повести», например, в описании внешности Александра:
     
      Но и възраст его бе паче инех человек, и глас его — аки труба в народе, лице же его — акы лице Иосифа иже бе поставил его египетьский царь и втораго царяя в Египте. Сила же бе его — часть от силы Самсона. И дал бе ему Бог премудрость Соломоню, храборьство же его — акы царя римскаго Еуспасиана, иже бе пленил всю землю Иудейскую.
     
      В молитве перед битвой на Чудском озере Александр сам себя включает в один традиционный ряд с «прадедом Ярославом», который выступил против «окаянного Святополка», и становится, таким образом, «отображением» предка. Посещение цосла «из западныя страны», который хотел «видети дивный възраст его, яко же древле царица Ужская приходила к Соломону, хотящи слышати премудрость его», описано также, как воплощение префигурации, предсказанной в Ветхом Завете. Образ великого князя оказывается мозаикой из элементов известных первообразов, а его жизнь — последовательностью сформированных в Ветхом Завете и хранящихся в культурной памяти событий. Александр тем самым ставится на одну ступень с великими ветхозаветными царями, правителями древности и римскими императорами. Будучи копией этих образцов княжеской власти, Александр сам становился фигурой, которой уготована функция создания и интеграции сообщества.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru