НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

А. В. Сухово-Кобылин

Свадьба Кречинского

радиоспектакль

3

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ >>

<< НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ

      Дискуссия вокруг удельного веса биографических и агиографических элементов в Житии Александра Невского проходит красной нитью через советские и российские исследования. За неимением достаточного количества иных источников, Житие часто рассматривается как биографическое свидетельство. Доказательством историчности описания фигуры и жизни Александра часто становятся названные в тексте очевидцы и спутники жизни; высказывается предположение, что само Житие написано современником князя, близость которого «к материалу» гарантирует высокую степень аутентичности. Ключевский постоянно цитируется сторонниками этой версии как главный авторитет. Он считал, что в Житии «соединены именно такия черты, ко-торыя рисуют не историческую деятельность знаменитого князя со всех сторон, а его личность и глубокое впечатление, произведенное им на современников» (Ключевский В. Древнерусские жития святых. М., 1871. С. 68—69). Ключевский рассматривает жития святых русского средневековья как исторические источники, аутентичное зерно которых лишь покрыто слоем церковной риторики. См. об этом также: Mayer G. Hagiographie und Geschichte // Mayer G. Morphologie der Viten. Zur Struktur ost— und stidslavischer Monchs— und Hierarchenviten. Bochum, 1971. S. 111—129. Только в 60-х гг. XX в. Бегунов, Клейненберг и Шаскольский стали критически рассматривать практику использования Жития как исторического источника. По их мнению, главнейшей для текста была сакральная задача. Это демонстрируют и многочисленные интертекстуальные отсылки к другим религиозным текстам. Таким образом, «Повесть» может быть использована как исторический источник лишь с серьезными оговорками. Однако сведения, совпадающие с добавлениями в Новгородскую, Псковскую и Суздальскую летописи, следует читать как указания на действительные исторические события (Бегунов, Клейненберг, Шаскольский. Письменные источники о Ледовом побоище. Собрание библейских, древнефилософских и церковных мудростей. См.: Lilienfeld. Bild des heiligen Herrschers. S. 149. К текстам-предшественникам причисляются также «Иудейская война» Иосифа Флавия, Житие святых Бориса и Глеба, а также летописи Южной Руси.
      Бегунов, Клейненберг, Шаскольский. Письменные источники о Ледовом побоище. С. 184. Влияние древнерусских воинских повестей на «Повесть» рассматривает Охотникова (Повесть... С. 345 и далее).
      Повесть. С. 194. В «Повести» этот пассаж представлен как высказывание пророка Исаии. Фон Лилиенфельд, однако, отмечает, что эта цитата отсутствует в Книге пророка Исаии, как и во всем Священном Писании. См.: Erzahlung vom Leben und der groBen Tapferkeit des rechtglaubigen Ftirsten Aleksandr Nevskij // Hg. Hauptmann, Strieker. Die orthodoxe Kirche in RuBland. S. 147. Тем не менее этот пассаж в некоторых местах напоминает библейский текст. См., например: Исайя 1:17; 32:1. Иначе трактовали этот вопрос в более поздний период истории памяти об Александре Невском, например в XIX и XX вв., авторы, считавшие нападения шведов и Тевтонского ордена частью одного изощренного военного плана папской курии по подчинению и конверсии православной Руси. Указывая на описание приема папских легатов и отказ Александра принять от них католическую веру и выступить вместе с католиками в войне против монголов (см.: Повесть. С. 194), Данилевский подчеркивает, что упорство Александра в православной вере могло стать для духовенства и населения важной причиной его культа как «благоверного князя» {Данилевский. Александр Невский: Русь и Орда. С. 220 и далее, особ. С. 226).

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru