НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

В. Соллогуб

ЧИНОВНИК

радиоспектакль

2

  mp3 — 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

В основе первого хода анализа лежит предположение, что образ Александра Невского оказался символом, переходящим из рук в руки в противостоянии православной церкви и правящей династии, причем обе стороны постоянно пытались повлиять на образ святого князя. В зависимости от контекста Александр призван был символизировать либо святость русской церкви, либо достоинство и легитимность правящего дома. Русская церковь и светская великокняжеская власть были — по крайней мере, после перенесения в Москву резиденции митрополита — силами, тесно связанными и сотрудничавшими друг с другом1. Обе они стремились (по византийскому примеру) сделать Москву центром движения за собирание русских земель, а после падения Константинополя — и религиозным преемником Византии. Наряду с этим симбиотическим взаимодействием церковь и государство преследовали и самостоятельные и отчасти противоположные политические цели. Интересы церкви и великого князя постоянно расходились в вопросах о примате светской или церковной власти и о церковном землевладении. В зависимости от ситуации, в спорных вопросах побеждала одна из этих политических сил. Однако, рассматривая весь московский период, можно констатировать постепенное смещение равновесия в пользу светской власти, приведшее при Петре I к упразднению патриаршества.
     
      На втором этапе нашей интерпретации мы хотели бы учесть и тот факт, что разграничение духовной и самостоятельной светской культурных сфер в России окончательно произошло только в XVIII в. Большинство книжников и иконописцев московского периода были монахами, тесно включенными в церковный контекст. Кроме того, в большинстве источников этого времени преобладает представление о симфонии, гармоническом взаимодействии церковной и светской властей. Поскольку в Московском государстве церковная и светская сферы еще не были четко разделены, попытка функционального объяснения двухчастного образа Александра Невского, предпринимаемая на первом шаге нашего анализа, очень быстро исчерпывает свои возможности. И тогда начинается попытка представить оба дискурса как представляющие два взаимодополняющих концепта сообщества в Московском государстве. Если в церковном дискурсе Александр Невский воплощал идею сакрального сообщества, в династическом дискурсе он указывал на сообщество, конститутивными элементами которого были правитель и сфера его власти. Политическая лояльность государю и сакральное сообщество были двумя составными частями концепта «Русской земли», усвоенного Великим княжеством Московским для упрочения собственной модели коллективной идентичности.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru