НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

А. В. Сухово-Кобылин

Смерть Тарелкина

мюзикл Александра Колкера

4

  mp3 — 192kbps — 44Hz — Mono  



MP3



КОНЕЦ


<< НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

В дальнейший период существования Московского царства Александр Невский еще не играл той большой роли, какая выпала ему в XVIII в. Великому князю, введенному канонизацией 1547 г. в сонм святых Русской православной церкви, приходилось в XVI — XVII вв. делить славу и память с множеством прочих святых князей. Однако в это время были заложены основы его позднейшего почитания. Специфический церковный дискурс о святом князе, ставивший во главу угла его чудотворство, сконцентрировался в образе монаха Алексия и великого схимника. Этот отрешившийся от мира чудотворный князь был проявлением Божественной благодати, выпавшей на долю русской церкви. Он служил ей доказательством избранности, позволяя отграничить себя от Византии и от светской власти великого князя. Образ святого был и компенсацией за распад монашеской жизни.
      Дополнительно к этому династический дискурс подчеркивал значение Александра для обоснования московского самодержавия и — через включение в генеалогию — власти московских Рюриковичей. Мы постараемся суммировать оба интерпретативных образца фигуры Александра, противопоставив источники церковного и династического дискурсов.
      Церковный и династический дискурсы сосуществовали в московский период на равных правах, не противореча друг другу существенно и даже обнаруживая большую общность. Это неудивительно, поскольку церковная и светская сферы в московский период не были еще четко разграничены. Русская история не знала поляризации, которая на Западе возникла между папской и императорской властью. Тексты, распределенные в настоящей главе по различным дискурсам, зачастую исходили из одного и того же источника.
      Функциональное объяснение наблюдаемых нами различий между двумя дискурсами об Александре Невском быстро наталкивается на определенные пределы.
      Церковный и династический дискурсы — это не только оппозиция, они могут быть прочитаны как репрезентации двух взаимодополняющих полюсов одного повествования о сущности «Русской земли», унаследованной Московским централизованным государством. Непрерывность церковного и династического единства от I Киева до Москвы составляла исходный пункт московского самосознания. Оба образа Александра Невского московского периода — монаха-чудотворца Алексия и непобедимого великого князя и полководца Александра — воплощают, с одной стороны, святость церкви и страны, а с другой — божественное благородство царя и его династии. Святость русской церкви и благородство правящего рода не исключали друг друга, они даже были взаимообусловлены. Это были две стороны одной медали, два полюса, организовавшие русский дискурс коллективной идентичности московского периода157. В конце XVII в. две повествовательные линии уже устоялись.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru