НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Г. П. Данилевский

Княжна Тараканова

радиоспектакль

5

  aacPlus — 48kbps — 44Hz — Mono  



AAC

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ Рогов. Александр Невский. С. 35 и далее. Дмитрий Донской и Александр Невский были двумя центральными персонажами-референта-ми из «собственного» прошлого в XVI в. См.: Leitsch. Weltbild. S. 208. Однако следует возразить Ляйтчу, видевшему в канонизации Александра попытку Московского великого князя легитимировать задним числом протатарскую политику (см.: Leitsch. Weltbild. S. 208). В середине XVI в. сотрудничество Александра с татарами было почти позабыто. В памяти об Александре Невском темой является не его сотрудническая линия, но князь скорее стилизуется как покоритель монголов и предшественник Дмитрия Донского. Древнее изображение Александра Невского. С. 41; Охотни-кова. Повесть... С. 360. О службе см.: Рогов. Александр Невский. С. 43 и далее. См. также: Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М., 2003. С. 213—228. Представленные здесь аспекты относятся к данным, отраженным в статье Рогова. Канон для дня поминовения Александра существует в нескольких обработках. Так, например, новая версия была создана в 70-е гг. XVII в. См.: Бегунов. Человек и миф. С. 56; Хитрое. Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. С. 245—246. Если на католических изображениях святых идентифицировать личность позволяют прежде всего персональные атрибуты, на русских иконах идентичность святого определяет долинное (особенно одежда), указывающее на группу и лик, к которому принадлежит святой (мученик, аскет или князь), и личное (например, форма бороды, тела и выражение лица). Поэтому как одежда, выражение лица, нимб, так и титла несут знаковую функцию и служат идентификации святого. См.: Успенский Б.А. Семиотика иконы // Успенский Б .А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 233—234. До-личное и личное какого-либо святого описывается в «подлинниках иконописных». См., например, описание иконы святого Александра в подлиннике Филимонова: «...св. благоверного князя Александра Невского, Владимирского чудотворца преставися в лето 6771, подобием: брада аки Козмина, в схиме, кудрецы видеть маленько из под схимы, риза преподоб-ническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист» (Филимонов. Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века. М., 1876. С. 199. Цит. по: Шляпкин. Иконография. С. 95). См. об этом: Барсуков. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Репр.: Leipzig, 1979.
      56 Прорись иконы Александра Невского см.: Ikonenmalerhandbuch der Familie Stroganov. Mtinchen; Autenried, 1965. S. 105. Изображение Александра схимником имеется и на пелене XVII в. Ил. в: Рогов. Александр Невский. Табл. 2 (пелена 1613 г.); Хитрое. Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. С. 191 (пелена 1690 г.).
      57 Александр, молящийся Богоматери. Ил. в: Tausend Jahre orthodoxe Kirche in der Rus'. 988—1988. Russische Heilige in Ikonen / Hg. v. F. Ullrich. Recklinghausen, 1988. S. 47. Abb. 56. (XVII в.) См. также: Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художе-ственной классификации. Т. 2: XVI — начало XVIII века. М., 1963. С. 488— 489. № 1020 (без ил.) — Александр, молящийся Богу (конец XVII в.). Ил. в: Рогов. Александр Невский. Ил. 4. Александр изображен в профиль, склонившийся в молитвенной позе, Мария и благословляющая рука Божия — в верхнем углу иконы в венце из облаков. Это изображение святого в профиль в молитве Богоматери или Богу-отцу соответствует общему изменению композиции изображений святых на иконах в конце XVI в. См.: Skrobucha Н. Zur Darstellung russischer Heiliger in der Ikonenmalerei // Kirche im Osten. 1964. Bd. 7. S. 11.
      58 Исследовав изображения чудес на житийной иконе Александра (см. ниже), Бегунов попытался доказать, что первой портретной иконой Александра была созданная между 1263 и 1380 гг. во Владимире надгробная икона. По мнению Бегунова, на клейме житийной иконы имеется изображение той надгробной иконы, и оно соответствует этому первому иконографическому архетипу (Бегунов. Древнее изображение. С. 40—41). Однако, если учесть свободу иконописцев в композиции при создании клеймен на житийных иконах, рассуждения Бегунова вызывают сомнения.
      60 Иоанн Дамаскин (VIII век). Цит. по: Успенский Б.А. Семиотика иконы. С. 225. Значение иконы как «опосредующего института» между церковной иерархией и социумом подчеркивает Онаш: Onasch. Liturgie und Kunst. S. 167-168. Об иконе «Александр Невский с деянием» см. подробнее: Бегунов. Житие Александра Невского в станковой живописи; Он же. Древнее изображение. Об Александро-Невской церкви в Московском Кремле см. также главу 4.3.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru