НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Надежда Тэффи

ТАК ЖИЛИ

рассказы

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

  mp3 — VBR — 22Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕМУ РАССКАЗУ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

Татищев «начал освобождаться от патриотического пыла и следовать, временами бессознательно, мудрому совету Шлецера — придерживаться исторической правды без политического, национального или религиозного уклона». Поэтому его «История» может рассматриваться как начало самостоятельного научного дискурса об Александре Невском с еще большими основаниями, чем статья Миллера. Сообщения о чудесах, указание на святость князей и прочие приметы ненаучного дискурса полностью отсутствуют в его описании деятельности Александра, как, впрочем, и в характеристиках, данных Татищевым другим князьям.
      По мнению Татищева, не Божественная воля, а дела выдающихся личностей направляют ход истории. Историческая личность получает под этим новым, просвещенным взглядом свободу отвечать за свои поступки. Усилия Татищева объяснить исторический процесс из него самого были отражением «нового концепта, не имеющего прецедента в русской историографии».
      Князь Михаил Михайлович Щербатов (1733—1790) опирался при создании своей истории России на труды Татищева. Он пошел дальше своего предшественника по пути освобождения от языка источников и стал первым современным русским историком, привнесшим в историю об Александре Невском собственные объяснения. Для Щербатова ключом к пониманию хода истории были характеры исторических деятелей. Александр Невский, с его точки зрения, был храбр на брани... тверд в предприятиях... любитель правосудия, ненавистник всякого междоусобия, истинный друг своим ближним... и отец своим подданным... и на конец толь великую имел мудрость в правлении.
      Когда Александр был впервые призван в Орду, он готов был встретить любые опасности и в случае необходимости пожертвовать собой ради «пользы своего Отечества». Используя христианский мотив жертвы, бывший со времен «Степенной книги» устойчивым элементом предания об Александре Невском, историк приспосабливал его к новому идеалу просвещенного монарха. Новгородский князь был готов умереть не за христианство, как это было еще в «Степенной книге». По Щербатову, он хотел пожертвовать жизнью за Отечество. Внутренним стимулом, запрещающим Александру поклясться монгольским идолам, у Щербатова оказывается уже не «вера», а «совесть». Такая секуляризация фигуры Александра симптоматична для научного дискурса XVIII в.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru