НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Надежда Тэффи

ТАК ЖИЛИ

рассказы

ВОЛЯ

  mp3 — VBR — 22Hz — Mono  



MP3

КОНЕЦ

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

Екатерина, сама перешедшая в православие из лютеранства, намного сильнее Татищева или Щербатова подчеркивает правоверие Александра. В отличие от Щербатова, она отводит большое место молитвам героя перед битвами. Призванный в Орду Александр готов умереть не только за отечество, но и «за православие и людей своих». В теологическом диспуте с папскими посланниками он решительно заявляет о своей преданности «греко-российской церкви». Его подданные также охвачены любовью к отечеству и православию. Если у Татищева воины Невского еще говорят перед битвой на льду: «Се, княже господине, ныне нам приспе время положит главы своя за тя и за свою отчину» то в екатерининской версии для них пришло «время положите главы своя за тя и за всю отчину и православие».
      Сравнивая этот пассаж с соответствующим местом в первой редакции Жития («Повести») — «О, княже наш честный! Ныне приспе время нам положити главы своя за тя»ш, — можно заметить, что в обоих текстах XVIII в. (Татищева и Екатерины) появляется мотив «отчины-отечества», за которое готовы бороться воины. Этот мотив можно интерпретировать как признак модерного понимания государства, не связанного с монархом, и нарождающегося в XVIII в. российского государственного патриотизма.
      Подобно Татищеву и Щербатову, Екатерина придерживается модерного принципа описания врага. Швеция, «ливонские рыцари», литовцы или монголы, в отличие от редакций Жития московского периода, не называются больше безбожниками или язычниками. Описание конфликта между ними и Александром выдержано в трезвом и дистанцированном стиле. В этом, с одной стороны, выразилось просветительское понимание истории, согласно которому войны являются не выражением вселенской борьбы «добра и зла», как ранее, но результатом земных политических конфликтов. С другой стороны, этот факт говорит и о том, что новый дискурс о мы-группе отечества и о его истории не строился больше на агрессивном противостоянии внешнему миру, как это было в московский период.
      В отличие от Татищева и Щербатова, Екатерина вводит в свои «Записки» рассказ о перемещении мощей Александра из Владимира в Санкт-Петербург (1724), а также из Благовещенского собора в Троицкий собор (1790). Хотя Екатерина не упоминает о своем участии во втором событии, в самом добавлении заключена однозначная цепь аналогий: Петр I вступил в наследство Александра Невского, а Екатерина завершила труд великого реформатора. Вероятно, занимаясь историей Александра Невского, императрица стремилась высвободить его образ из нового научного дискурса и сильнее интегрировать в монархическую знаковую систему, а себя самое представить продолжательницей дел Петра.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru