НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

М. Шолохов

ТИХИЙ ДОН

радиоспектакль

2

  aacPlus — 56kbps — 44Hz — Mono  



AAC

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ Однако до конца XVIII в. историческое сознание становящейся читающей публики определяли, по всей видимости, не труды профессиональных историков. Скорее, подобную роль играли обзорные труды вроде «Краткого российского летописца» Ломоносова (1760), «Зерцала российских государей» Тимофея Мальгина (1790) или «Ядра российской истории» А.И. Манкиева (1770). Образ Александра Невского в текстах этих непрофессиональных историков несколько расплывчат, однако однозначно окрашен в тона имперского дискурса. Если Ломоносов в главе об Александре говорит только о его победах над шведами (см. выше раздел 1), то у Манкиева и Мальгина нападения «лифляндского Гермейстера», шведов и литовцев сливаются в единую картину масштабного набега, спланированного шведским королем. Во всех трех текстах утверждается, что ханский ярлык и великое княжение во Владимире в 1252 г. Александр получил лишь благодаря своей красоте, смелости и славе. Сотрудничество с монголами и вооруженная помощь в подавлении восстания против татарских сборщиков податей в Новгороде не удостоились упоминания авторов. Манкиев даже говорит о приказании Александра изгнать ханских посланников из всех русских городов. Если Ломоносов и Манкиев не придают значения святости Александра, Мальгин по крайней мере упоминает, что Русская православная церковь видела в нем слугу Господа и причислила к святым. Этот факт можно считать признаком того, что автор не идентифицирует себя с церковно-религиозным дискурсом об Александре Невском и рассматривает последний как самостоятельную линию памяти. В XVIII в. сходит на нет духовное и культурное доминирование православной церкви. Секулярный дискурс о великом князе Александре Невском получает теперь возможность свободного развития. Новое повествование о прославленном князе было включено в большой нарратив о Петре Великом. Мальгин, например, посвящает заслугам императора в увековечении памяти об Александре Невском почти половину текста о князе:
      Государь император Петр Великий благочестия, мудрости и храбрости сего блаженнаго Ироя подражатель, в память славных его дел и возблагодарение Господу сил за дарованныя России милости новыми знаменитейшими победами над гордыми издревле Готфа-ми, в 1710 г. при устье речки Черной на месте слывшем Виктори Победное, том самом, на котором св. Александр победил Рыцарей и Шведов, основал и после построил пресловутый монастырь во имя Пресвятыя Троицы и сего святаго великаго князя Российскаго, [повелел] именовать оный Александре-Невским.
      Федор Туманский, издавший в 1789 г. первую светскую биографию Александра Невского на русском языке, в своем произведении довел новый образ князя в имперском дискурсе до совершенства. Александра надлежит помнить не только как святого, но и «Государя Великого». Его заботой всегда было «благоустройство и безопасность счастливых им управляемых народов». «Он, проводя всю жизнь свою к единому Отечества благу, великодушно соглашался жертвовать оною для спасения подданных». Иногда «мудрый государь» силой направлял на путь истинный тех «чад России развратившихся», которые «требовали... исправления», например «неблагодарных новгородцев» в 1255 г. Туманский превозносит Александра как «истинного России защитника», спасшего «отечество» от «народов северных и литовцев и от поисков кичливого Папы». Величайшей заслугой его было отражение в 1240 г. шведов, которых Туманский именует «злобными врагами России», «всегда и от начала своего состояния». «Нынешний шведский король», требовавший от России уступки территорий, должен был бы внимательно изучить бесславный опыт своего средневекового предшественника — «жалко, что не посмотрел он на конец избранного себе образца». «Петр Великий, совершивший намерения Александровы со Шведами, Лифляндиею и Естляндиею», основав монастырь в Санкт-Петербурге и перенеся останки в день Ништадтского мира в 1724 г., снабдил своего предка достойными рекомендациями.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru