НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

М. Шолохов

ТИХИЙ ДОН

радиоспектакль

4

  aacPlus — 56kbps — 44Hz — Mono  



AAC

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

Рикардо Николози интерпретирует символическое присвоение Александра Невского Петром I и его придворными панегиристами как знак направленной идейной «привязки» первого российского императора к истории Новгорода (см.: Nicolosi R. Die Petersburg-Panegyrik. Russische Stadt-literatur im 18. Jahrhundert, Frankfurt/Main, 2002. S. 96—97, 141—142). Однако можно оспорить это утверждение, учитывая уже произошедшую в московскую эпоху интеграцию истории вечевой республики Новгорода (и Александра Невского) в исторический нарратив Московского царства. Петр и его придворные панегиристы мыслили Невскую битву не как победу Новгорода, но уже как победу русского войска под предводительством Александра Невского.
      3 Прокопович Ф. Слово в день святого благоверного князя Александра Невского, проповеданное Феофаном, епископом Псковским, в монастыре Александре-Невском при Санкт-Петербурге в 1718 году. СПб., 1720. Современное изд.: Прокопович Ф. Сочинения. М.; JI., 1961. С. 103. См. об этом также: Nicolosi. Petersburg-Panegyrik. S. 96—97.
      5 Шляпкин ставит вопрос о том, какие еще «кандидатуры» святых мог рассматривать Петр (Шляпкин. Иконография. С. 98). Предположение Хитрова о том, что Петр крестил своего сына Алексея (род. 3 окт. 1691 г.) в честь св. Александра Невского, кажется сомнительным. См.: Хитрое. Александр Невский. Репринт. М., 1991. С. 246—247.
      7 Кроме св. Александра оберегать город призваны были Андрей Первозванный и апостол Петр. При закладке Петропавловской крепости был захоронен ларец с мощами св. Андрея, который, по легенде, принес в Россию христианство. Еще до того, как Александр стал небесным покровителем Петербурга, в XVII в. существовала легенда, называвшая его основателем Москвы. В «Повести о начале Москвы» сообщается об «обновлении Москвы в 1252 году после татарского разорения князем Александром» (Рогов. Александр Невский. С. 48). Однако эта легенда, не имеющая под собой никаких исторических оснований, видимо, не получила сколь-либо широкого распространения.
      9 См.: Там же. С. 11, Приложение. Предание о том, что Невский разбил шведов именно на том месте, где сегодня стоит монастырь, можно найти, напр., в: Мальгин Т. Зерцало русских государей от Рождества Христова с 862 по 1791 год. СПб., 1791. С. 75. См. также главу 5.3.
      ю в устье Ижоры в 1711 г. по указу Петра также была установлена деревянная церковь Св. Александра Невского. Храм много раз горел и в 2798—1799 гг. был заново отстроен в камне, а в 1934 г. закрыт большевиками. В 1987 г. группа добровольцев занялась восстановлением практически разрушенного здания. Со дня нового освящения в 1995 г. в храме, переданном православной церкви, вновь проходят богослужения. См. также главу 12.2.
      11 Название проспекта, так же как и прозвище князя Александра, происходит от названия реки Невы, т.е. улица названа не в честь покровителя города. Отличающуюся точку зрения см., например: Мелентьев Ю. «Скажите всем, что Русь жива...». К 775-летию Александра Невского // Правда. 1995. 15 апр.кого Новгорода и Великих Лук и архимандриту Александро-Невского монастыря Феодосию подготовку церемонии. См.: Там же. С. 265.
      22 Указ от 15 апреля 1724 г.: «...отныне того святого в монашеской персоне никому отнюдь не писать — и о том послать куда надлежит крепкие из Синода указы, а в Сенат для известия сообщить ведение немедленно. А писать тот святого образ в одеждах великокняжеских» (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи (ПСПР). Т. 4. С. 148. № 1318, № 1328. СПб., 1876. Цит. по: Шляпкин. Иконография. С. 99). Со времен церковной реформы Феофана Прокоповича любая иконопись подлежала надзору Синода. См.: Onasch. Grundzuge. S. 102.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru