НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Лев Толстой

ЖИВОЙ ТРУП

радиоспектакль

4

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3



КОНЕЦ


≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

Карамзин пишет историю Российского государства. Его труд обусловлен политическим убеждением в том, что только неограниченное самодержавие соответствует сущности российской истории. «История государства Российского» оказывается поэтому и манифестом консерватизма, в каковом качестве она и подверглась критике Николаем Тургеневым и Александром Пушкиным. Однако их упреки в том, что придворный историограф Карамзин не интересовался историей русского народа, были не совсем справедливы. В его труде присутствуют следы романтической идеи о «народном характере» и «душе» «народа российского». Текст Карамзина напоминает в некоторых местах произведения И.Г. Гердера, с которыми автор был знаком. Гердер полагал, что каждый народ следует рассматривать как органическое единство, подобно индивиду имеющее душу, характер и образ мысли. Каждому народу уготована судьба живого существа. Он растет, цветет, развивает свой характер и погибает. Характер народа выражается в его культуре, языке и истории. Изучение традиции, таким образом, дает ключ к пониманию характера и «духа» народа. Вопрос о том, насколько Карамзин в своей «Истории государства Российского» опирался на концепцию Гердера, остается спорным20. Заметно, что в произведении Карамзина нет четкого разграничения между «отечеством» («отчизной»), «государством» и «народом». Его труд стоит на переходе между государственной и национальной историографией. «Российский народ» и «русский народ» становятся у него синонимами, российская многонациональная империя мыслится как национальное государство. Он просто игнорирует существование различных языков и культур на территории империи. Так, например, он утверждает, что «народ российский» должен читать не литературу «иностранцев» — т.е. французскую, английскую, немецкую, — а «нашу», «русскую» литературу на русском языке. История Российской империи для него равнозначна истории (велико)русского народа. Даже если Карамзин написал историю прежде всего правителей и системы управления «государства Российского», одновременно он пытался исследовать «сущность» или «душу» русского/российского народа. Хотя влиятельнейший труд Карамзина причисляется к первым работам «государственной школы» русской историографии, в нем есть моменты, «привязывающие» его как к имперскому, так и национальному дискурсу коллективной идентичности. В нашем контексте его следует интерпретировать как источник русского национального дискурса XIX в.
      Как видно из процитированного в начале главы карамзинского афоризма, он был намерен дать русскому (российскому) народу своего рода «национальную Библию». В своей работе он имел возможность опираться на труды предшествующей научной историографии XVIII в. Как и в монументальных трудах компилятивного характера Татищева и Щербатова, в карамзинском эпосе не было места для святых. «Божии люди» выступают в его труде в новом обличье национальных героев. Эта трансформация коснулась и Александра Невского.
      Первый важный вывод, который можно сделать из карамзинского жизнеописания Александра Невского, это непрерывность российской истории от Средних веков и до времени его читателей. Впечатление непрерывности создается, с одной стороны, использованием современной автору государственной терминологии, с другой — эксплицитной «мы-перспективой», объединяющей автора, читателя и исторические фигуры в одно воображаемое сообщество. В XIII в. монголы захватили не Киевскую Русь, а «Россию», населенную (следовательно) «народом российским». Шведский король, по Карамзину, в 1240 г. напал на «россиян», а рыцари Тевтонского ордена заняли «российский городок». После смерти Александра народ собрался и «всякому хотелось... сказать ему... чего Россия в нем лишилась. Карамзин описывает биографию Александра, как будто он сам и его читатель непосредственно присутствовали при этом: «Урон с нашей стороны был едва заметен, и сия достопамятная битва, обрадовав тогда все наше горестное отечество, дала Александру славное прозвание Невского (курсив мой. — Ф.Б.Ш.)». И в битве на льду Чудского озера участвовали «наши ряды» и «наши всадники», боровшиеся против ордена: «...400 Рыцарей пали от наших мечей». Благодаря заступничеству Александра за отечество во время последней поездки в Золотую Орду, «хан согласился также не требовать от нас войска»29. Подобная авторская манера создает воображаемое, трансисторическое сообщество, включающее автора, описанных в тексте героев и читателей, которые должны почувствовать, что происшествия Средних веков имеют непосредственное отношение к их собственной жизни. В таком способе прочтения фигуры Александра Невского как элемента непрерывного нарратива русской истории (или истории России) не было в принципе ничего нового. После «собирания русской истории» в московское время казалось уже вполне естественным, что Александр Невский, правитель удельного княжества, рассматривался как звено в цепи «русских» правителей от Рюрика до правящего российского императора. Принципиальным новшеством в «Истории» Карамзина стало включение в рассмотрение истории читателя, который мог и должен был идентифицировать себя через описанные события с сообществом, воображаемым как исторический континуум.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru