НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Лев Толстой

СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ

радиоспектакль

1

  mp3 — 80kbps — 32Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ Карамзин очень четко противопоставляет родину сынов Ярослава (и соответственно русских читателей) и родину монголов. С одной стороны, присутствует «жизнь»: умеренный климат, оседлость, тенистые леса, красивый ландшафт и права. С другой стороны — «смерть»: экстремальный климат, кочевники, пустыни, захоронения, рабство и деспотизм. В описании Карамзиным Александра Невского уже заметны черты дискурса «Россия и Азия», в течение всего XIX в. определявшие тексты о князе.
      В отличие от больших интеллектуальных споров XIX в. о «России и Европе», дискуссия об отношениях России и Азии была направлена на то, чтобы постулировать не равноценность, а превосходство России и соответственно русской культуры. В русском дискурсе об Азии отражаются европоцентристские представления о контрасте между «цивилизацией» и «варварством». Русский образ Азии можно рассматривать как восточное соответствие (западноевропейского образа «варварской России» XVIII—XIX вв. России в русском «азиатском дискурсе» приписывалась роль «цивилизованной страны». Понятия «кочевники», «Азия» или «ислам» здесь имели однозначно негативную окраску. Представление о более низкой стадии развития кочевников-азиатов было ключевым элементом Идеологии mission civilisatrice (цивилизаторской миссии), которой оправдывалась экспансия Российской империи в Азию. Дискурсы «Россия и Европа» и «Россия и Азия» были двумя сторонами одной медали. Идея превосходства над Азией имела компенсаторную функцию по отношению к отставанию России от Западной Европы. Эта мысль выражена, например, в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского: «В Европе мы были приживальщики и рабы, а в Азию явимся господами. В Европе мы были татарами, а в Азии и мы европейцы».
      Во времена Александра Невского властные отношения между «русскими» и «азиатами» были устроены иначе, чем в начале XIX в. Но взгляд Карамзина и его современников на эту эпоху подвержен влиянию господствующего «духа времени». Монгольская политика Александра была для историка XIX в. центральным фактором его биографии. Карамзину кажется невероятным, что Александр мог заключить союз с врагами-монголами из соображений личной выгоды. Историограф не стал следовать Татищеву в трактовке того, как Александр получил великое княжение во Владимире в 1252 г. По Карамзину, брат Александра Андрей попал у монголов в немилость, поскольку не был готов пойти на их требования. Следствием этого поступка стали «государственный беспорядок» и поход Неврюя. Александр, напротив, сумел «мудрым правлением и благоразумною уклончивостию в рассуждении Монголов облегчить судьбу подданных»9. Под этим знаком проходили поездки Александра в Орду. И подчинение Новгорода монгольскому данничеству Карамзин оправдывает тем, что Александр стремился отвести от «России» еще более страшные несчастья. Такое прочтение оказало влияние на национальный дискурс всего XIX в.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru