НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Лев Толстой

СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ

радиоспектакль

2

  mp3 — 80kbps — 32Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

Новым элементом национального дискурса об Александре Невском стала идея о том, что князя следует рассматривать не только как защитника страны и веры, но и русской культуры, и особенно русского языка. Укорененность такого представления можно заметить на примере лекций литератора и впоследствии декабриста Вильгельма Карловича Кюхельбекера (1797—1846) о русском языке и литературе, прочитанных в обществе «Атенеум» в Париже в июне 1821 г. Кюхельбекер объединил стремление внушить французским слушателям мысль о равноценности русского языка по отношению к другим европейским языкам с критикой самодержавной власти у себя на родине. В русском языке, говорит он, скрывается истинный «характер говорящего на нем народа», который, в отличие от деспотического режима, свободен, богат и силен. Этот свободный характер русских идиом жил в новгородской вечевой республике и был возвращен Александром Невским в отечество, где в то время говорили на киевском диалекте:
      Русский московский язык, не считая кое-каких изменений, является языком новгородских республиканцев; Александр Невский, победоносный, любимый, счастливый, когда он был военным вождем великого Новгорода, а затем удрученный неудачами и унижениями на троне своего отца — перенес на свою родину это славянское наречие, более мощное и мужественное, чем славянское наречие Киева, которым пользовались дотоле в Великом княжестве... Таким образом древний славянский язык превратился в русский в свободной стране; в городе торговом, демократическом, богатом, любимом, грозном для своих соседей, этот язык усвоил свои смелые формы, инверсии, силу — качества, которые без подлинного чуда не могли бы никогда развиться в порабощенной стране.
      В русском языке сохранилась неиспорченной память о свободе и «верховной власти народа» («souverainite du peuple»). «Доныне слово вольность действует с особой силой на каждое подлинное русское сердце». Сама эта «особая сила» свободы в «подлинном русском сердце», а также ее адепты означали для имперской власти опасность революции. Лекции Кюхельбекера были отменены в Париже по настоянию русского посольства. На этом примере можно наблюдать, как тесно национальное мышление в России того времени было связано с требованиями политических прав. Неудачная попытка переворота в декабре 1825 г. маркирует тот момент, когда расходятся друг с другом национальный и имперский дискурсы об идентичности России. Александр Невский как «культуртрегер» остается в национальном дискурсе, однако упоминания о нем единичны и носят в нашем контексте скорее анекдотический характер.
      Третий текст, который следует привлечь наряду с «Историей государства Российского» и парижской речью Кюхельбекера в качестве источника национального дискурса об Александре Невском в XIX в., принадлежит перу Николая Ивановича Костомарова (1817—1885)55. Карамзина и Костомарова не просто разделяют два поколения. Если консервативный придворный историограф причислялся к апологетам самодержавия и сильного Российского государства, то Костомаров считается представителем «федералистской школы» и возникающего украинского национального дискурса. Как историк он занимался, в частности, самостоятельным развитием юго-западных княжеств Руси, историей Новгородской республики, восстаниями Степана Разина и Емельяна Пугачева. Наряду с Тарасом Шевченко он был одним из видных представителей украинского национального движения56. При всех их отличиях оба историка близки друг другу тем, что их произведения были написаны под влиянием национальной идеологии и для широкой публики. Биографическое эссе Костомарова об Александре Невском вышло в 1880 г. в собрании 31 жизнеописания русских князей, церковных иерархов и святых. Особого внимания в нашем контексте в статье об Александре Невском заслуживает национальный аспект, а также костомаровская оценка княжеской власти и «демократических» традиций в городе-республике.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru