НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Артур Миллер

Мистер Томас - кот
и Сэм - водопроводчик-человек

радиоспектакль

3

  Ogg Vorbus — 64kbps — 44Hz — Mono  



OGG

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ


 

 

 

Описание мы-группы русского народа как цивилизованного, православно-христианского сообщества в текстах национального дискурса об Александре Невском находит свою противоположность в образах врагов, жестоких и «варварских» татар, а также агрессивных католических сил Запада. Новым ярким элементом описания врага становится рассказ о том, как шведы в 1240 г. действовали по указанию папы Григория IX, издавшего буллу о крестовом походе. Петрушевский, например, полагает, что «Папа Римский... приказывал... русских поворачивать в латинство». Такая интерпретация Невской битвы еще отсутствует в «Истории государства Российского» Карамзина. Первым историком, выдвинувшим эту теорию, был, очевидно, Сергей Михайлович Соловьев. Он утверждал, что шведский ярл «Биргер, побуждаемый папскими посланиями, предпринял крестовый поход против Руси». Независимо от того, есть ли в открытии Соловьева доля истины (что может быть вероятным), замечательна готовность авторов национального дискурса подхватить этот антикатолический момент, напоминающий интерпретации биографии Александра в редакциях Жития XVI в., и создать из него центральный аспект национальной памяти об Александре Невском.
      Вероятно, «карьеру» тезиса о католическом крестовом походе против православной Руси в XIII в. следует интерпретировать как периферийное явление разгоравшегося «культуркампфа против католицизма», ведшегося в России после Ноябрьского восстания 1830 г. в Польше. Своего апогея антикатолические настроения в империи достигли после Январского восстания 1863 г. Этот процесс способствовал тому, что и русская общественность свернула на линию официального антикатолицизма или могла относительно открыто его артикулировать. Польша есть «острый клин, вогнанный Латинством в самую сердцевину Славянского мира с целью расколоть его в щепы», провозгласил в 1863 г. славянофильский публицист Юрий Самарин:
      Как две души, заключенные в одном теле, Славянство и Латинство вели и доселе ведут внутри самой Польши борьбу непримиримую, на жизнь и смерть.
      «Душу» или «характер» семьи славянских народов Самарин противопоставляет не «душе» другой нации или народа, но «душе» другой конфессии. Эта идея, взятая из полемики по «польскому вопросу», обнаруживается и в национальном дискурсе об Александре Невском. Подлинными противниками славян или «русских» в XIII в. были не немцы, шведы или германские племена, а папа, католическая церковь, «латинство». Православная вера в национальном дискурсе служила основанием или «священным залогом» русской народности.
      Православие превратилось в нем из атрибута религиозной общины в признак культурного сообщества. Если в религиозном дискурсе православные христиане еще мыслились как часть сакрального сообщества, включающего в себя не только земной мир, но и мир потусторонний, национальный дискурс ориентирован прежде всего на земную жизнь. Это становится очевидным и потому, например, что Александр Невский в национальном дискурсе почитается не как святой, но как земной герой «своей» национальной истории. В концепте сообщества в церковно-религиозном дискурсе святые мыслились как живая часть православной сакральной общины. Они были посредниками между земной церковью и Богом и могли в любое время быть призваны верующими для помощи и заступничества. В национальном дискурсе, напротив, живые святые превратились в мертвых героев прошлого. Им больше не молятся, их помнят как исторических персонажей. У них нет больше непосредственной возможности влиять на современную жизнь. Власть, которой они еще обладают, это опосредованная сила, сила исторического примера.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru