НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Лев Толстой

ЖИВОЙ ТРУП

радиоспектакль

2

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

В XIX столетии Александр Невский продолжал оставаться важным элементом в имперском дискурсе коллективной идентичности, сформировавшемся в XVIII в., важнейшими элементами которого были император, династия, империя и столица на берегах Невы. Вплоть до середины XIX в. живописные изображения Александра в Петербурге отвечали иконописной традиции Петровской эпохи. Во второй половине века влияние национального мышления на имперский дискурс становится заметным. Об этом можно судить по образу Невского в учебниках по истории для государственных учебных заведений.
      Многочисленные художественные изображения, созданные в первой половине века в Петербурге, еще находятся в очевидной зависимости от образцов имперского дискурса. Имперский образ Александра, например, является устойчивой частью иконографической программы новосозданного (третьего) Исаакиевского собора (1818—1858 гг.) в Санкт-Петербурге, служившего до 1917 г. главным храмом столицы. С 1710 г., когда началось строительство первой Исаакиевской церкви, история этого здания была тесно связана с личностью и культом Петра I. 30 мая было и днем рождения царя, и днем памяти Исаака Далматского, в честь которого был освящен собор. Новое монументальное здание можно, таким образом, интерпретировать и как знак преклонения перед св. Исааком, и как памятник основателю Петербурга. Понятны поэтому причины, по которым художник Карл Павлович Брюллов (1799— 1852), получивший заказ на роспись купола, предполагал изобразить Александра в сонме святых у трона Богоматери с чертами Петра Великого. Воплощавший проект Брюллова Петр Васильевич Бассин (1793—1897) отказался от этой идеи. Бассин нарисовал Александра человеком средних лет с темными локонами, бородой и правильными чертами лица. Покровитель города оказывается в сонме святых третьей по значимости фигурой росписи купола после Марии и Исаака Далматского. Бассин изобразил Невского рядом с патроном храма. Он одет в доспехи и отороченный горностаем плащ, знак императорской власти. Задумчивый взгляд Александра устремлен вверх, правой рукой он держит щит с изображением Христа, левая рука покоится на груди. Александр преклонил колено на облако и кажется погруженным в молитву. Это изображение еще свободно от фольклорных элементов, присутствующих в эскизе иконы Васнецова. Александр Невский преклонил колено у трона Богоматери как молящийся святой и представитель императора, империи и ее столицы.
      Взаимообусловленность образов Александра Невского и империи очевидна и в другом помещении Исаакиевского собора. Бронзовый рельеф над внутренней дверью южного портала изображает перенос мощей святого в Петербург. Рака с мощами расположена на маленькой барке, у руля которой стоит Петр Великий. На заднем плане изображена группа ожидающего духовенства и силуэт столицы, место, куда направляется корабль. На раке, украшенной великолепным пологом с двуглавыми орлами, на подушке покоится императорская корона. Все важные элементы петербургского прочтения святого объединены в этом изображении: во-первых, Александр Невский как предшественник императора и «основатель» усыпальницы правителей в новой столице; во-вторых, город Санкт-Петербург, символизирующийся тремя церковными башнями и волнами Невы; в-третьих, император Петр I, приказавший переместить мощи Александра; в-четвертых, империя, которую символизируют корона и орлы. Наконец, картина «Александр Невский в битве со шведами», написанная Бассиным для Александро-Не-вской капеллы Исаакиевского собора, наглядно демонстрирует, какие аспекты его биографии считались релевантными петербургскому городскому тексту: покровитель города победил северных врагов в 1240 г., как и Петр I почти пять веков спустя, и сделал это на том самом месте, где последний повелел построить в его честь храм.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru