НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Лев Толстой

ЖИВОЙ ТРУП

радиоспектакль

3

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

Имперский национализм После восстания декабристов 1825 г. и Ноябрьского польского восстания 1830 г. идеологи Российской империи вынуждены были реагировать на призрак модерного национального мышления в Европе. Если Николай I (1825—1855), став «жандармом Европы» и охранителем самодержавного порядка, подавил революционное движение в России, Польше и Венгрии, то его министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров (1833—1849), в 1833 г. провозгласивший термин «народность» наряду с «православием» и «самодержавием» идеологическими столпами империи, привил тем самым к имперской идеологии один из центральных терминов национального дискурса. Уваров осознавал «быстрое падение религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий». Отечество, как писал министр, надлежало укрепить на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная; найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные останки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения.
      Уваров полагал, что особый характер России отражается в триаде «православие — самодержавие — народность», в духе которой следует воспитывать лояльных подданных. Несмотря на то что понятие «народность» оставалось чрезвычайно нечетким, можно предположить, что Уваров имел в виду не «народность» полиэтнического сообщества граждан, а «сущность» (велико)русского народа. Подобно Карамзину, Уваров понимал Российскую империю как государство национального типа и заложил своей триадой идеологические основания русского «имперского национализма». «Фольклоризация», или национализация, имперской идеологии была призвана привлечь к государству национально мыслящую общественность России. Однако было очевидным противоречие между национальной идеологией и имперской реальностью. Для Николая I (и для двух его преемников) в сомнительных случаях по-прежнему важнейшим критерием оценки подданных была лояльность государю. «Основной целью правительства было сохранение территориального, политического и социального статус-кво в полиэтнической империи, а для этого была необходима наднациональная интегрирующая идеология».
      Целью официальной идеологии уваровского толка было ...исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в юных сердцах радушное уважение к отечественному... потом... оценить с точностью все противоположные элементы нашего гражданского образования, все исторические данные, которые стекаются в обширный состав империи, обратить сии развивающиеся элементы и пробужденные силы, по мере возможности, к одному знаменателю; наконец, искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия и народности.
      Неудивительно, что подобную идеологию можно обнаружить в учебниках истории, призванных служить распространению этого «радушного уважения к отечественному» в школах Российской империи. Ниже мы рассмотрим тринадцать учебников по истории для средних и высших учебных заведений, изданных с 1850 по 1913 г., а также официальный учебник русской истории Николаевской эпохи Н.Г. Устрялова (1805—1870), вышедший в 1840 г. Нашей целью будет анализ развития «государственно-официальной» интерпретации Александра Невского. В нашем контексте учебники как источники имеют промежуточное положение. Во-первых, они могут рассматриваться как продукты и отражение национального дискурса, с другой стороны, факт их одобрения Министерством народного просвещения делал их выражением официально санкционированного, имперского прочтения истории. Образ Александра Невского в учебниках, по которым велось преподавание в государственных средних школах на уроках истории, наряду с образом, пропагандировавшимся церковью, был наиболее распространенным в массах населения представлением о национальном герое.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru