НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Лев Толстой

ЖИВОЙ ТРУП

радиоспектакль

7

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

Как явствует из учебников, вторая большая опасность угрожала «России» или «русскому народу» в XIII в. с Запада. Но большинство авторов школьных учебников XIX в. посвящает описанию побед Александра над шведами, Тевтонским орденом и Литвой намного меньше места, чем его «славной» монгольской политике. Устрялов, например, лапидарно сводит военные успехи новгородского князя в одно предложение. Во всех учебниках победы Александра над Швецией и Тевтонским орденом представлены не как триумф славян над германцами, но как победа православия над католицизмом. В этих текстах еще невозможно выявить последовательно проведенное терминологическое уравнивание понятий «Ливонский орден», «ливонцы», «немцы ливонские» и пр. с понятием «немцы». Замечательно, что во всех учебниках, изданных во второй половине века, т.е. после публикации «Истории России с древнейших времен» Соловьева и его «Учебника русской истории», папе отводится роль инициатора нападения на Русь Швеции и Тевтонского ордена. Так, например, Рождественский замечает, что «папы, при каждом удобном случае, пытались подчинить своей власти русскую церковь». За нападением 1240 г. стояла Римская курия: «...пользуясь слабостью Руси, папа приказал шведам предпринять крестовый поход против русских», «для обращения их в католицизм». После военного поражения курия сменила политику и пыталась привлечь Александра в римско-католическую веру убеждением:
      Папа Римский, видя невозможность силою обратить русских в католичество, пробовал действовать на Александра убеждением и обещаниями разных выгод, если он согласится на подчинение русской церкви Риму, но получил решительный отказ.
      Готовность всех авторов учебников присоединиться к теории Соловьева о папском заговоре против Руси в XIII в. говорит о том, что антикатолические настроения в русском обществе после Польского восстания 1863 г. отразились не только в национальном дискурсе, но и в государственных учебниках. При этом созданный историографией враждебный образ католической церкви косвенно помогал оправдать ограничительную политику имперского правительства против мятежной католической Польши. Наконец, постулированный в учебниках антагонизм между католицизмом и славянством дает представление о центральной роли православной конфессии и в имперском российском дискурсе в конце XIX в. Православие было больше чем просто вероисповедание. Оно было, как явствует из уваровской триады, основой коллективного представления Российского государства о себе.
      Суммируя, можно сказать, что с 1830-х гг. национальный дискурс об Александре Невском влиял на санкционированный государством имперский дискурс о нем. Имперский вариант русского национального дискурса сформировался вокруг уваровской триады «православие — самодержавие — народность». Эту попытку приспособить имперскую концепцию можно относительно четко проследить на материале изменений в трактовке Александра Невского, отразившейся в официальных учебниках по русской истории. По сравнению с подходом XVIII в. вновь приобретает значение аспект национального, внешнего отмежевания «России». Как в XVIII, так и в XIX в. Александр считался славным защитником отечества. Однако существенно изменилось представление о самом отечестве. Петровская империя, секулярная и построенная на относительной религиозной терпимости, превратилась в Российскую империю, которая объявила уваровскую триаду сущностью русского своеобразия. Имперский дискурс об Александре Невском во второй половине XIX в. дает понять, что «быть русским» означает теперь не только лояльность императору или избрание империи местом проживания. «Истинным русским» считался теперь подданный, бывший одновременно православным христианином и носителем неопределенной русской «народности». Александр, будучи выдающимся представителем этой русской мы-группы в XIII в., защищал язык, народность и православную веру, с одной стороны, от «варварских» врагов на Востоке, с другой — от нападений католической церкви на Западе.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru