НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Лев Толстой

ЖИВОЙ ТРУП

радиоспектакль

8

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

КОНЕЦ

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

Церковный дискурс Тот факт, что Уваров объявил православие одним из трех столпов российской имперской идеологии, уже указывает на усиление роли православной церкви как опоры консервативной государственной политики во времена правления Николая I. Кроме того, во второй половине столетия можно заметить прогрессирующую конвергенцию национального, имперского и религиозного дискурсов коллективной идентичности. Этот процесс сказался и на совмещении образов Александра Невского. Однако церковно-религиозный дискурс о Невском в XIX в. имеет ряд особенностей. B национальном и имперском дискурсах 30 августа считалось центральным днем культа Александра Невского и с 1743 г. ежегодно отмечалось в Санкт-Петербурге большим шествием по Невскому проспекту, а кроме того, за исключением времени правления Ни-колая I и Николая II (1894—1917), совпадало с днем тезоименитства] императора. Православная церковь, однако, наряду с; этим днем отмечала как день памяти святого и 23 ноября.
      Существенное отличие образа Александра Невского в текстах церковного дискурса от его прочтения в национально-имперском дискурсе состояло в самом упоминании о его статусе святого и о его: чудотворствах. Если в национальном и имперском дискурсах Александра помнили как исторического деятеля, которого давным-давно нет в живых, то представители церковно-религиозного дискурса почитали его как живого святого и чудотворца и молились ему. «Церковь российская причла Александра к лику святых, за его христианские добродетели и чудеса», — подчеркивают церковные источники. Если в рассказах об Александре в государственных учебниках по истории уцелела лишь легенда о появлении святых Бориса и Глеба перед Невской битвой, в соответствующих церковных текстах передавались и сообщения о самовоспламенившейся свече и исцелениях на его могиле, а также о поддержке им Дмитрия Донского в битве с монголами в 1380 г. В земной жизни Александр был «благоверный», «блаженный», «кроткий» «князь-христианин», «очистивший» «отечество наше» от «папизма» или «слуг папы», он отразил «крестовый поход» Швеции в «священной войне» и так защитил «чистую веру». Теперь он стал «небесным покровителем своей родины» и «православного русского народа».
      В церковном дискурсе образ врага католицизма заслонял собой образ «азиатских варваров». Благодаря уступчивой монгольской политике Александра у русских остались своя вера, свои законы, свой язык, своя народность, свое правительство. Россия впоследствии окрепнет, откажется платить дань Орде и все древнее русское окажется у нее в неприкосновенной целости.
      В отличие от «папских слуг», «страшный азиатский враг» был религиозно терпимым. Великодушные монголы позволили даже учредить православную епархию в Сарае. Образ католического Запада как врага в церковном дискурсе был результатом взрывоопасной смеси народных представлений с религиозным рессенти-ментом. Александр Невский в 1240 и 1242 гг. смог предотвратить «движение западного латино-германского мира на православно-русский восток». Папы, «конечно, очень желали подчинить себе и могучий, выдвигавшийся на историческую сцену многочисленный русский народ». Оттого папа Григорий IX в специальной булле призвал шведов к крестовому походу против «схизматиков» (Филарет). «В провождении честных бискупов и множества духовенства с крестом вместо знамени и пением свящ. гимнов», шведы напали на «русский народ». С «небесной помощью» Бориса и Глеба Александр, однако, отразил атаку «крестоносного флота». Россия выполнила свое предназначение
      К тому времени уже вполне определилось мировое положение России как страны, которой предназначено было остаться навсегда могучей хранительницей православия от все усиливавшихся посягательств римских пап подчинить весь христианский мир своей незаконной власти.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru