НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Иван Тургенев

Первая любовь

радиоспектакль

4

  mp3 — 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

Александр Невский, однако, присутствовал в коллективном сознании русского крестьянства. Об этом можно судить по некоторым народным сказаниям и песням, записанным фольклористами в XVIII—XIX вв. Даже если источниковая база слишком мала для основательных заключений, тем не менее примечательно, что образ Александра Невского в русском фольклоре не имеет практически ничего общего с рассмотренными нами выше прочтениями его фигуры. По различным образам Александра Невского в отдельных линиях культурной памяти можно проследить не только разрыв между государством и нацией, но и между «обществом» и «народом». В «Плаче холопов», записанном одним из русских фольклористов в 1770-х гг., имя Александра Невского обозначает хорошего правителя, который когда-нибудь явится угнетенным в роли спасителя и освободит их из рабства:
      О горе нам, за господами жить! И не знаем, как их свирепству служить! ... Пройди всю поселенную, нет такого житья мерзкого! Разве нам просить на помощь Александра Невского.
      Народное сказание, распространенное в Орловской губернии в середине XIX в., является выражением надежды простого народа на заступничество Александра Невского перед Богом и защиту от врагов. Обращению к князю предшествует в этом тексте краткая биографическая легенда:
      После крещения Руси... люди жили в благочестивом согласии с Богом. Однако, когда появились первые признаки, что русский народ пренебрегает верой, Бог наслал на Святую Русь в наказание орду крымских татар. Они опустошали разграбляли русские земли, не тронув лишь один святой славный город Новгород, где народ еще не отпал от правой веры. Там правил князь Александр Невский, который победил и изгнал татарских недругов. Вернувшись из похода, он решил стать монахом и «угодником Бога стал».
      Эти легенды об Александре Невском, дошедшие до нас в фольклорном устном изложении, имеют мало общего с воспоминанием о нем, зафиксированным письменно, с культурной памятью. В коллективном сознании русского народа князь присутствовал как символ, полностью освобожденный от исторической фигуры Александра Ярославича и его образа, распространенного в культурной памяти элиты и «общества». Победитель «западных» врагов, заключивший союз с монголами, в фольклорном мире присутствовал как покоритель татар. Александр был примером и носителем надежд мы-группы, понимавшей себя в первую очередь как сообщество православных христиан-крестьян (вполне в соответствии с этимологией), видевших в «государстве» и землевладельцах потенциальных врагов. Он был воплощением хорошего «царя-спасителя», который в светлом будущем выведет крепостных из рабства, и заступником христианской общины перед Богом.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru