НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Юлиан Семёнов

Приказано выжить

радиоспектакль

9

  mp3 — VBR до 80kbps — 22Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

Можно с уверенностью сказать, что, если бы Покровский и обратился в своем историческом очерке к биографии князя, он, вероятно, не оставил бы от положительного образа Александра Невского камня на камне. «Патриарх» марксистских историков не скрывал своего убеждения в том, что история является политической наукой. Он отрицал возможность объективного рассмотрения и изображения прошлого и защищал тезис о том, что каждый класс способен описывать исторический процесс только со своей собственной точки зрения и для своей собственной выгоды. «История», гласит часто цитируемая формула Покровского, «это политика, опрокинутая в прошлое». Поэтому книга по истории для Покровского является не собранием фактов, но частью определенного мировоззрения, идеологии. Рассматривая историю в духе марксистской доктрины единства теории и практики, т.е. не только как отражение идеологии какого-либо класса, но и одновременно как оружие в классовой борьбе, Покровский видел свою задачу в том, чтобы дать русскому пролетариату после победы в Октябрьской революции новый исторический нарратив. Очевидным следствием этого подхода стал тот факт, что в очерке русской истории Покровский объявил войну представителям того класса, над которым пролетариат только что одержал победу и с которым он еще продолжал бороться.
      У Покровского не могло быть сомнений в классовой принадлежности Александра Невского. Жизнь новгородского князя пришлась на ту эпоху русской истории, которую историк называет переходным периодом от рабовладельческого общества к эпохе классического феодализма. «Величайшие из феодалов», князья, полагает Покровский, «не только грабили, а увлекались военной славой». С точки зрения историка-марксиста, Александр Невский без сомнения принадлежал к классу правителей-феодалов. У новгородского князя было и отягчающее вину обстоятельство: он выигрывал не только от феодального порядка, но и от мирной монгольской политики и внес существенный вклад в ее укрепление. Покровский полагает, что именно монголы (или, как он их называет, «татары») «не только разорили города и увели население в плен, но, упрочивая свою власть, они с корнем вырвали всюду... городскую свободу». Покровский не скрывает своей симпатии к новгородской вечевой демократии, которая «в действительности» была «республикой». Новгород, по его мнению, был последним бастионом «городской Руси», павшей после «татарского нашествия». Упрек, который историк-марксист мог бы обратить Александру Невскому, состоял в том, что князь участвовал в разгроме «городской» и становлении «феодальной» Руси, хотя ему и не удалось разрушить новгородскую вечевую демократию. Такого рода оценки можно назвать третьей причиной, по которой Покровский в своем труде отвернулся от Александра Невского.
      Будучи марксистом, Покровский враждебно относился к христианству. Критическая оценка православной церкви кажется четвертой причиной его сдержанного отношения к Невскому. Тот факт, что первая «биография» Невского была написана монахом и что православное духовенство стало вскоре после его смерти почитать князя святым, должен был вызвать недоверие Покровского. Историк обвинил православную церковь не только в объединении с русскими феодалами, но и в сотрудничестве с монголами. «Татарское иго» было выгодно церкви, поскольку сохраняло ее независимость от князей. Митрополит Владимирский вступил в прямые отношения с ханом, выхлопотал у него освобождение от уплаты дани и независимость от княжеского суда и расплатился включением имени монгольского правителя в свои молитвы. Лишь один шаг разделял эту позицию и тезис о том, что православная церковь канонизировала Александра прежде всего из-за его дружественной политики по отношению к монголам.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru