НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Юлиан Семёнов

Приказано выжить

радиоспектакль

12

  mp3 — VBR до 80kbps — 22Hz — Mono  



MP3

КОНЕЦ

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

Десакрализация святого Начав в октябре 1917 г. разрушение прежнего режима, большевики объявили войну как религии, так и институтам, считавшимся защитниками религиозной жизни в стране. Стремившаяся к прогрессу новая власть считала религиозные чувства и убеждения симптомами отсталости. Она стремилась заменить веру людей научно-материалистическим и атеистическим мировоззрением. Религиозность и коммунистические убеждения вступали для большевиков в непреодолимое противоречие. Научное просвещение и антирелигиозная пропаганда призваны были помочь преодолеть веру людей в сверхъестественное. Православная церковь была ненавистна коммунистам не только из-за ее ведущей роли в имперской России. Повседневная жизнь большинства русского населения до начала XX в. была проникнута религиозными чертами, поэтому церковь, имевшая влияние на веру по крайней мере двух третей населения, была важнейшим конкурентом большевиков в борьбе за убеждения людей. Картина мира, пропагандировавшаяся православной церковью, была несовместима с воинствующим атеизмом новой идеологии.
      Вера в святых также противоречила пропагандировавшемуся большевиками атеистическому мировоззрению. С их точки зрения, культ святых был для правящих классов средством удерживать в зависимости бессловесный и необразованный народ. Культурная революция была непримирима по отношению ко всем формам выражения святопочитания. Борьба с культом мучеников, страстотерпцев, аскетов и юродивых, чудотворцев и святых князей была направлена на перестройку старой символической системы координат и прямо вторгалась в жизненный мир людей.
      Первой мерой большевиков, которую невозможно не упомянуть в этой связи, стала календарная реформа. Советы не только заменили использовавшийся до сих пор юлианский календарь григорианским, но и объявили недействительным старый годовой праздничный цикл: последовательность тезоименитств и коронаций, а также религиозных праздников. Его место занял секуляризованный «Красный календарь», включавший новые праздники, санкционированные государством. В этом новом календаре не было места дням памяти святых. Праздники в честь важнейших русских национальных святых потеряли ранг государственно-религиозных мероприятий и превратились в церемонии частного церковного характера. Крестные ходы в дни праздников могли теперь проходить лишь по разрешению коммунистических властей, и после Гражданской войны получить такое разрешение было, как правило, невозможно. Таким образом, введение нового летосчисления сопровождалось вытеснением религиозной жизни из публичной сферы.
      Вторая мера, предпринятая большевиками в борьбе с православным святопочитанием, касалась традиции выбора имени для новорожденных в Советской России. Dies natalis какого-либо святого был и остается в православном мире одновременно не только днем его памяти, но и именинами людей, крещенных именем святого. В ходе секуляризации летосчисления большевики объявили именины, способствовавшие сохранению памяти о небесном покровителе, контрреволюционным праздником. Коммунистические идеологи полагали, что в будущем новорожденные советские граждане на «красных крестинах» должны получать не христианские имена, но лишь те, которые напоминают о жизни и идейном мире революционной России29.
      В-третьих, большевистская пропаганда, направленная против православного культа святых, обрушилась на поклонение смертным останкам «божьих людей». Вера в нетленность останков человека, исполненного Божьей благодатью, входила в противоречие с материалистической картиной мира большевиков. Для них вера в чудо была реликтом старого времени. Они стремились доказать, что большинство «ковчегов с мощами» были либо пусты, либо — как и другие могилы — содержали лишь несколько косточек. Каждый случай, в котором невозможно было отрицать мумификации останков, идеологи пытались демифологизировать путем естественнонаучных объяснений.
      Поскольку Александр Невский занимал видную позицию в сонме святых Русской православной церкви, он не мог не оказаться прямо на линии огня антирелигиозной кампании большевиков. Место его захоронения, Александро-Невская лавра в Петрограде, после Октябрьской революции стало одним из мест символической борьбы между революционными и инерционными силами в стране. В январе 1918 г. Александро-Невская лавра была ареной первого силового противостояния между СНК и православной церковью. 14 января настоятель монастыря получил распоряжение Наркомата государственного призрения очистить помещения лавры, включая покои митрополита, и предоставить площади для размещения бездомных. Когда 19 января комиссар Иловайский в сопровождении 17 вооруженных красноармейцев и матросов появился в лавре для насильственной реализации этих требований, дело дошло до рукоприкладства и стрельбы, во время которой был смертельно ранен один из представителей церкви. События 19 января и последующих дней дали большевикам понять, что их власть в Петрограде еще не укрепилась окончательно. В воскресенье 21 января 500 тысяч верующих (по церковным данным) выразили свою солидарность и поддержку православной церкви участием в процессии. Перед лицом этого противодействия большевистское руководство города на время отказалось от планов занятия монастыря. Руководство Петроградской епархии еще располагало «значительными и действенными силами, с которыми могло противостоять государственным органам».

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru