НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

ОТКРОЙ УЛЫБКЕ ДВЕРЬ

Юмористическая передача
Ленинградского радио 1966 г.

4

  mp3 — 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3



КОНЕЦ


≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

Несмотря на антиклерикальную политику и антирелигиозную пропаганду большевиков, в 1930 г. Московская патриархия еще насчитывала 30 тыс. приходских общин. Можно предположить, что в этих общинах память о святом князе Александре Невском по-прежнему культивировалась в рамках церковного дискурса. Во многих церквях, здания которых продолжали использоваться для богослужений, могли находиться иконы Александра Невского, в дни памяти святого здесь проходили службы, и, вероятно, верующие обращались к нему как заступнику перед Богом и в других случаях. В 1920-е гг. именем Александр по-прежнему крестили детей, вверяя их тем самым защите этого святого.
      Религиозная практика и антирелигиозная пропаганда сосуществовали в Советской России по меньшей мере до конца 1920-х гг. Как и все остальные православные святые, Александр Невский в это время для одних — православных верующих — был фигурой надежды, для других — антирелигиозных пропагандистов — объектом насмешек. В журнале «Безбожник», выходившем в 1925— 1941 гг., можно обнаружить одно из немногих изображений святого в этот период истории памяти о нем. Оно еще раз дает возможность наглядно продемонстрировать негативную репрезентацию этой фигуры. Изображение, датируемое предположительно 1925 г., является типичной антирелигиозной карикатурой той эпохи. Александр Невский изображен среди большой группы святых в одном из задних рядов. Разглядеть можно лишь его головной убор, равно похожий и на монашеский клобук, и на средневековый шлем. Карикатура пародирует стиль икон, изображающих группы святых заступников какой-либо земли или региона. На антирелигиозном групповом портрете на нимбах гротескных фигур святых, там, где обычно надписывались их имена, помещены издевательские прозвища, по которым можно узнать того или иного святого. Сообщество, изображенное на «иконе», не состоит исключительно из святых одной поместной церкви или всех православных церквей. Рядом с образами известных православных святых — например, Бориса и Глеба, Владимира, Ольги и Александра Невского — автор нарисовал двух пап. Очевидно, для него важно было разоблачение святости в христианской церкви вообще. Карикатура одновременно является групповым портретом врагов трудового народа: все изображенные фигуры названы эксплуататорами или их пособииками: «св. князь, св. княгиня», «св. царь, св. царица», «боярин» «папа римский», «патриарх», «архиепископ» или «военачальник» Александр Невский назван «св. князем». Как и в новом историческом нарративе школы Покровского, здесь средневековый князь однозначно занимает место в группе негативных фигур идентификации нового большевистского коллектива.
      Можно посчитать лишь иронией истории тот факт, что большевики, на одном фланге жестоко боровшиеся с культом святых православной церкви, на другом после 1924 г. создавали личный кульх Ленина, структурно едва ли отличавшийся от православного культа «Божьих людей». В то самое время, когда в Советской России были осквернены шестьдесят захоронений святых, а культ мощей был осмеян «безбожниками» как шарлатанство, на Красной площади в Москве был сооружен Мавзолей Ленина, центр нового, секу-лярного культа умерших. Отменив дни памяти святых, большевики объявили день рождения Ленина новым советским праздником. Даже детей «крестили» именем красного универсального «святого» (например, Владлен). Красный угол в русских крестьянских домах стал «ленинским уголком» с изображениями почитаемого демиургом вождя. Поправ образ небесного покровителя Петербурга Александра Невского, большевики переименовали город в Ленинград и вручили его защите «нового мессии».

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru