НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Питер Устинов

КРАМНЭГЕЛ

радиоспектакль

1

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ


 

 

 

 

Большевики преследовали Александра Невского не только потому, что князь представлял интересы «эксплуататорского класса» и почитался святым православной церковью. Национального героя подозревали в том, что в XIX в. он сослужил полезную символическую службу великорусскому шовинизму. Как свидетельствует уже упоминавшийся выше список лиц, которым планировалось в 1919 г. установить памятники, большевики распрощались с концепцией коллективной идентичности старого порядка. Место имперского национализма заняли концепции интернационализма и советского федерализма.
      Изначально в своих теоретических трудах большевики планировали «заменить донационально легитимированный порядок царской империи постнациональным пролетарско-интернациональным и перескочить фазу развития национального государства»
      После 1918 г., однако, произошел отказ от этих идеологических установок. Стало понятно, что власть большевиков может стабилизироваться и устояться только в случае, если ставить при строительстве Советского государства на национальную карту. Сила национального движения на периферии распавшейся империи требовала прагматической позиции, нашедшей выражение в идее «советского федерализма». Согласно этой доктрине, Советское государство следовало строить как федерацию национальных республик. Народы, еще не развившиеся в самостоятельные и полноценные нации, должны преодолеть этот этап с помощью большевиков, чтобы затем вместе с развитыми нациями достичь ступени развития коммунистического мирового общества.
      Коммунистические идеологи различали «хороший национализм» ранее угнетенных и эксплуатировавшихся народов и «плохой национализм» народов, ранее игравших роль «эксплуататоров». В бывших колонизованных народах они видели эквивалент угнетенных классов в развитом обществе. Титульная нация, к которой принадлежали представители колониальной власти, соответственно оказывалась эквивалентом эксплуатирующего класса. На русском народе, с точки зрения большевиков, лежало пятно нации-угнетателя в «тюрьме народов» Российской империи. По этой причине новой власти было ненавистно все то, что ранее свидетельствовало о величии русской культуры и истории. Не в меньшей мере это касалось и персонажей, ранее почитавшихся русскими национальными героями, таких как Александр Невский, Петр Первый или Пушкин, а также идеи «самостоятельной» русской истории или кириллического алфавита, который в долгосрочной перспективе должен был быть заменен латинским алфавитом «коммунистического мирового сообщества».
      Поскольку русская нация считалась развитой и доминирующей, как политическая категория она оказывалась нерелевантной. В новом дискурсе коллективной идентичности она годилась разве что на роль негативного фона для размежевания. На XII партийном съезде в апреле 1923 г. делегаты от ВКП(б) объявили борьбу против остатков великорусского шовинизма «первейшей современной задачей партии в национальном вопросе». Эту линию Сталин представлял на XVI партсъезде еще в июне—июле 1930 г. Борьба против великорусского шовинизма дошла до того, что Михаил Николаевич Покровский объявил в 1929 г. «контрреволюционным» Даже понятие «русская история». Если за всеми другими народами в СССР признавалось наличие собственной национальной ис-тории, «русская история» должна была раствориться в «истории СССР».
      Тексты революционно-большевистского дискурса об Александре Невском могут показать лишь внешнюю сторону денационализации дискурса коллективной идентичности. Однако сам факт шельмования всего национального и особенно русского может быть назван еще одной причиной, почему эта фигура в 1917— 1937 гг. все сильнее уходила в забвение и соответственно постепенно вытеснялась из культурной памяти. Одна лишь краткая статья об Александре Невском в БСЭ 1926 г. может дать представление о девальвации национальных категорий. Понятие «русский / русская» упоминается в статье всего лишь дважды, и оба раза в сочетании с негативно окрашенным существительным («русский феодал» и «русская церковь»). Враги, которых поборол Александр Невский, не описываются в первую очередь как национальное сообщество. Это особенно заметно при описании Тевтонского ордена, еще так недавно, в период Первой мировой войны, проклинавшегося русской военной пропагандой в качестве «немецкого» противника. В советском каноне 1926 г. рыцари считались всего лишь «ливонцами».

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru