НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Жюль Верн

В ПОГОНЕ ЗА МЕТЕОРОМ

радиоспектакль

2

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ >>

<< НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

ЭКРАНИЗАЦИЯ АЛЕКСАНДРА (1938) Без преувеличения важнейшим документом по истории памяти об Александре Невском эпохи советского патриотизма стал снятый в 1938 г. Сергеем Михайловичем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Ни один другой «текст» не оказал столь серьезного влияния на представление об этом персонаже в советском/русском историческом сознании, как фильм знаменитого режиссера. Однако это произведение заслуживает тщательного исследования не только по этой причине. В настоящей работе столь важное место анализу этого фильма уделяется еще и потому, что ни один другой источник не дает такой возможности детально изучить не только историю создания, но и рецепции нового образа Александра Невского. В нашем распоряжении нет другого текста, который позволял бы исследователю столь подробно проанализировать борьбу за присвоение и стилизацию образа, а также противоборствующие течения в рецепции.
      Советский патриотизм и кино
      Большевики очень рано осознали огромное значение кино как медиа. Считается, что Ленин назвал кино «важнейшим из искусств». В стране, население которой в большинстве своем не умело ни читать, ни писать, кино рассматривалось как идеальный инструмент пропаганды и воспитания. С помощью киноискусства большевики стремились формировать «зрительские представления о действительности» и воспитывать народ «в духе коммунизма и интернационализма»2. По мысли Троцкого, кино стало идеальным помощником большевиков в борьбе с религиозностью и пьянством3. В партийном докладе 1927 г. «Итоги и перспективы кинематографии СССР» было сказано, что главная задача кинематографистов — вести народные массы к коммунизму. В докладе говорилось о том, что кино является главным конкурентом церкви в Советском государстве и главным проводником коммунистических идей4. Для того чтобы повысить контроль над кинематографическим творчеством, в 1928 г. вся советская киноиндустрия перешла в собственность государства, а с 1930 г. была подчинена централизованному государственному контролю5. Высшим контрольным органом в феврале 1933 г. стало Государственное управление кино- и фотопромышленности (ГУКФ) (с 1937 г. ГУК). Государство стремилось, чтобы все производимые фильмы соответствовали идеологическим ожиданиям партии, особенно посредством строгого контроля над сценариями. Всесоюзная конференция кинематографистов СССР в январе 1935 г. стала итогом процесса, приведшего к окончательному формированию советской киноиндустрии, основанной на советском патриотизме и доктрине социалистического реализма.
      Задача переформулирования советского образа гхрошлого в духе доктрины советского патриотизма распространялась не только на историографию, но в той же мере на литературу, музыку и кино. В духе новой исторической доктрины, усиливавшей роль личности в истории, советское историческое кино, которое представляло в 1920-е гг. главным действующим лицом «массы», с 1934 г. все чаще обращалось к биографиям выдающихся «прогрессивных» исторических личностей, прежде всего правителей и полководцев. До 1936 г. персонажей находили исключительно в послереволюционной истории (например, герой Гражданской войны Чапаев). Начиная с 1937 г., однако, на экране стали появляться ц государственные деятели и генералы царской эпохи. Поворотным пунктом стал двухсерийный фильм-биография «Петр Первый» В. Петрова, снятый в 1937—1939 гг. За картиной Петрова последовали «Минин и Пожарский», «Суворов», «Кутузов», «Иван Грозный» и «Александр Невский».
      Назвав кино «не только самым важным, но и самым массовым из искусств», Сталин почти дословно процитировал оценку Ленина. Сталин серьезно интересовался вопросами кино и с середины тридцатых годов даже стал главным цензором советской киноиндустрии. Он лично редактировал литературные и режиссерские сценарии. Ни один фильм не мог выйти в прокат без благословения генерального секретаря. Кроме того, Сталин придавал кино важное значение в распространении культа своей собственной личности. Однако в отличие, например, от Гитлера, он редко разрешал себя снимать. Изображать и репрезентировать Сталина в кино поручалось актерам15 или историческим персонажам. С середины тридцатых годов Сталин присутствовал на экране в образе своих «предков». Важнейшей фигурой такой «метонимической уловки» (metonymic device — термин Боннелл) был Ленин, почитание которого с 1924—1929 гг. служило одним из важнейших оснований культа вождя (его биография также была экранизирована в 1937 г.). Мифологизация Ленина и других исторических личностей способствовала и возвышению нового вождя. Сталин не только позволял считать себя легитимным наследником Ленина и других прогрессивных вождей русской истории. С другой стороны, цитаты из Сталина вкладывались и в уста героев, репрезентировавших Сталина на экране. Этот прием имел для Сталина тройной эффект: во-первых, он возвышался сам, во-вторых, власть легитимировалась ссылкой на собственную «генеалогию» и, в-третьих, актуальный политический порядок становился трансцендентным, а вождизм вечным принципом.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru