НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Артур Миллер

Случай в Виши

радиоспектакль

2

  Ogg Vorbus — 64kbps — 44Hz — Mono  



OGG

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

Борьба за «истинный» образ Александра Невского Позиция партии Документы, в которых излагается позиция ГУК по отношению к третьей редакции литературного сценария и первому варианту режиссерского сценария (от 31 декабря 1937 г. и 19 февраля 1938 г. соответственно), имеют огромное значение для истории памяти об Александре Невском. Ни один другой текст не документирует столь детально идеологические задачи большевиков при создании образа Александра Невского. ГУК в своем заключении подчеркивает: «...основная наша задача заключается в правильном, художественно разработанном и эмоционально сильном показе патриотизма русского народа, его героизма, бесстрашия и активности в борьбе с завоевателями...» Замечательно, что для партии показать в фильме героизм «русского народа» было столь же, если не более, важно, чем показать величие вождя Александра Невского. По мнению ГУК, «фильм должен быть простым, но не серым и упрощенным, лишенным формалистической изощренности, гиперболизации и академической стилизаторской сухости». Несомненно, рецензенты ожидали воспитательного эффекта от картины, это должно было быть художественное произведение, где яркими образами будет показано, как разоренная, плохо вооруженная Русь в самые тяжелые годы сумела разбить и выгнать покусившихся на нашу землю немецких рыцарей. Несомненно, происходящее в картине глубоко современно, перекликаясь в определенной степени с сегодняшним днем. Показывая героические эпизоды истории русского народа, эта картина призвана воспитывать любовь к родине и мобилизировать на борьбу за охрану ее территории.
      В общем и целом, по мнению ГУК, литературный сценарий учитывал эти важные содержательные и художественные директивы. Однако ГУК выступил с решительной критикой изображения народа и Александра, жестокости отдельных сцен, а также предполагаемого финала фильма. Павленко и Эйзенштейну указывалось, что изображать следует не только героизм князя и полководца, но и бесстрашие народа. В отличие от немцев, охваченных страхом при виде провала своей тактики, русские проявили смелость и решительность в борьбе, что требует отражения в фильме. Самого Александра следует изображать
      ...путем правильной трактовки его исторической и прогрессивной роли, его личных качеств, в первую очередь, как полководца, ставшего во главе народа и победившего немцев... Памятуя, что народность Александра Невского сказалась не столько в его демократическом обхождении с окружающими, сколько в его ведущей роли полководца... в его роли вождя...
      Это был явный отказ от образа Александра-«страстотерпца», созданного Эйзенштейном и Павленко во второй версии сценария. ГУК подчеркивает, что в сценарии «недостаточно ясно показан стратегический план Александра», и отмечает необходимость «максимально показать использование места боя, тактику Александра». Управление резко критикует показ насилия в литературном и режиссерском сценариях: «В сценарии беспрерывно рубят, вешают, распинают на крестах, сжигают на кострах и даже разрубают на части». Более того: «Необходимо сократить зверства немцев».
      Наиболее серьезное возражение ГУК, однако, вызвал предполагаемый финал картины. Из всех заключений управления очевидно, что оно не одобряло включения в фильм темы монгольской политики Александра. Говоря о литературном сценарии, ГУК высказывается о «перегрузке сценария материалом» и сомневается в том, стоит ли полностью сохранять сцены, изображающие отношения Александра с татарами. Сначала в умеренном тоне ГУК «предлагает студии, автору и режиссуре... обсудить целесообразность окончания фильма показом торжества народа, победившего западных (немецких) завоевателей». Когда эти требования не были выполнены и неудобный финал вновь всплыл в окончательном режиссерском сценарии, Павленко и Эйзенштейн получили более прозрачное предупреждение от ГУК: «Предлагается закончить картину на празднике в Пскове». Примечательно, что и это указание было проигнорировано создателями фильма. Они продолжили свою работу на основе не измененного в этом отношении сценария. Лишь властное слово Сталина в апреле 1938 г. побудило режиссера и автора отказаться от планировавшегося финала и наконец вернуться к первой версии сценария.
      ГУК указал четыре причины, по которым изображение монгольской политики Александра было нежелательно. Во-первых, «основная цель» сюжета уже была достигнута с изгнанием немцев. Во-вторых, мужество князя и так представлено достаточно, а его жертвенная поездка в Орду излишня. В-третьих, нежелательно негативное изображение в Орде удельных князей, отравляющих Александра, что противоречило доктрине «бесконфликтности». В-четвертых, видение Александра на Куликовом поле, где «Александр выглядит как прорицатель, провидец, что противоречит его образу» и «создает лишь противопоставление его обыкновенным людям и народу Руси». Все же решающим аргументом для запрета ГУК была излишняя сложность и многозначность образа Александра Невского. Это противоречило цели создания «простого» фильма. Партии не нужен был Александр, воплощавший в себе одновременно полководца, дипломата, политика как на восточном, так и на западном направлении, а также отца семейства. Необходим был в первую очередь вождь, полководец и антинемецкий символ.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru