НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Михаил Задорнов

Записки Предсказамуса

концерт на тв

1

  WMA — 48kbps — 32Hz — Mono  



WMA

Запасной →

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

Наряду с институционализированными акторами — правительством, церковью и Вооруженными силами, городскими администрациями Ленинграда, Пскова и Новгорода — в полифоничном дискурсе об Александре Невском в 1990 и 1992 гг. участвовала и поднявшая голову политическая общественность. Обретенная свобода мнений открыла возможность различным группам и лицам принять участие в дискуссиях о прошлом. На исторический дискурс при этом воздействовал не только окончательный расчет с советским прошлым и поиски новых формирующих идентичность символов в дореволюционной эпохе. Одновременно этот дискурс отражал потребность найти в истории аналогии современному экономическому и политическому положению страны и ответы на вопросы «Кто мы?» и «Кто такие другие?». Едва ли удивительно, что Александр Невский, стилизованный в советском патриотическом дискурсе послевоенного времени под фигуру антизападного героя, превозносился как светлая историческая личность прежде всего политическими кругами, скептически относившимися к курсу России в направлении демократии и рыночной экономики или решительно отвергавшими западные модели развития для своей страны. В этом пункте пересекались программы коммунистов и националистов.
      Многочисленные авторы статей об Александре Невском, издававшихся по случаю юбилея, полагали, что смогут найти в прошлом аналоги знакомых им современных проблем — политические раздоры внутри общества, распад государства и агрессию Запада: «Боже, до чего же знакомо всё», — разногласия между князьями и притязания «иноземцев» на русскую территорию. В отличие от Александра Невского, «нынешние спасители» больше думали о себе, чем о Родине, жаловался Ю. Рубцов в газете «Красная звезда». Следствиями распространившегося эгоизма были конфликты между соотечественниками и сепаратистские войны на территории бывшего СССР. Николай Белан полагал, что и 750 лет спустя после битвы на льду Чудского озера России продолжали угрожать внешние враги:
      Современные «ливонцы» тоже пытаются растащить их [наши богатства]... История справедлива, повторяется... Найдут свой бесславный конец и те, кто беззастенчиво грабит народ... ибо по тонкому льду ходят.
      Многие авторы предостерегали от того, чтобы полагаться на помощь Запада в решении стоявших перед страной проблем: «Каждый раз, оказываясь перед лицом беды, наша страна надеялась на помощь и поддержку своих западных соседей, но никогда эти надежды не оправдывались». Уже в XIII в., в пору тяжелейших трудностей, Запад наносил России удары в спину, согласно мнению Гринева, опубликованному в «Литературной России». В националистической газете «День» это скептическое отношение превратилось в открытое отвращение к Западу:
      Сегодня нас разоряют, унижают, членят на части, оскорбляют наши святыни, умертвляют любимых стариков, растлевают любимых дочерей. Нас обворовывают, оплевывают наши храмы, музеи, школы. Нам говорят пришедшие на нас: «Вы быдло, рабы, скоты. Нет у вас культуры, трудолюбия, чести, нет у вас великих мужей, ваша история — это яма тьмы». Мы в оковах, мы умираем. — Но не умрем!... Мы начали наше сопротивление... И все, что есть в нашей русской истории светлого, бескорыстного, жертвенного, все служит сегодня нашему русскому сопротивлению. И Невский князь с нами... Все сатанинские сонмища, налетевшие на Россию, исчахнут, упадут, уйдут под лед...
      Такие воинственные антизападные высказывания в поле дискурса об Александре Невском все же составляли исключения в по-зднеперестроечное время, однако латентные антизападничество или антикатолицизм можно найти во многих текстах этого времени. Это соответствует росту значимости религиозного аспекта и тенденции все более отчетливо описывать мы-группу как сообщество православных христиан. Так, например, Белан упоминает в газете «Советская Россия», что Александр одержал победу на Чудском озере с Божьей помощью. Заново открываемые элементы церковно-сакральной памяти в дискурсе начала девяностых годов сливались воедино с деталями советского патриотического наследия, превращаясь в странную амальгаму. В газете «День», например, над статьей о битве на льду Чудского озера можно найти иконописное изображение Александра Невского и под ним — текст торжественной песни «Вставайте, люди русские» из исторического фильма 1938 г.
      Многие авторы 1990 и 1992 гг. были едины в том, что молодежь может учиться «у нашего славного предка [Александра] патриотизму, любви к отчизне». О какой отчизне здесь шла речь, об СССР, об РСФСР или о современной Российской Федерации, остается в большинстве текстов без объяснений. Многие авторы в 1992 г. еще не примирились с распадом союзного государства и потерей независимых теперь союзных республик.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru