НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Михаил Задорнов

Записки Предсказамуса

концерт на тв

4

  WMA — 48kbps — 32Hz — Mono  



WMA

Запасной →

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

Те, кто наблюдал за политическим и общественным развитием в России в середине девяностых годов, обнаружили признаки сближения различных дискурсов коллективной идентичности. Герхард Симон назвал результат этого процесса «патриотическим консенсусом». Проект общности «патриотического консенсуса», с точки зрения Симона, питается славянофильскими традициями XIX в. и в то же время использует советское наследие. Общим знаменателем I является убежденность в том, что Россия как великая мировая держава представляет собой центр особой цивилизации. В средоточии находится представление о сильном патриархальном государстве, носителем которого является «российская нация». Нация, с одной стороны, видится как (полиэтническая) общность граждан государства, с другой стороны, существует общее мнение о том, что группа русских является доминирующей в языковом, культурном и политическом отношении. Наряду с государством у сторонников «патриотического консенсуса» самый большой авторитет имеют те институции, которые символизируют величие и мощь, в особенности армия и церковь. В то время как мы-группа в годы перестройки и гласности (1985—1993) определялась скорее диа-хронно, отграничиваясь от собственного советского прошлого, в концепте общности «патриотического консенсуса» значение синхронного разграничения с внешним миром снова усилилось. Два важных образа «другого» представляли собой отныне «Запад» (прежде всего США) и «черные», люди южного происхождения и исламской веры, провозглашенные «внутренними врагами», особенно в контексте войны с Чечней. В концепте общности «патриотического консенсуса» сплавлялось русское наследие с советским — в новую «национальную мифологию» (по Майклу Урбану), которая лежит в основе «русско-советской смешанной идентичности». Насколько глубоко картина мира этой национальной мифологии была укоренена в сознании населения во второй половине 1990-х гг., показывает обращение к российским маркетинговым стратегиям тех лет. Специалисты по рекламе уже давно признали, что фигуры Петра I, Степана Разина, Чапаева и Александра Невского обладают высоким позитивным эффектом узнавания как лейблы (labels) и позволяют использовать ностальгические мечты многих потребителей для сбыта сигарет, пива и других пищевых продуктов.
      По завершении реструктуризации политических институтов Российское государство вновь более отчетливо проявило себя как актор в дискурсе об Александре Невском. В то время как юбилейные торжества 1990 и 1992 гг. были отмечены многочисленными инициативами «снизу», правительство Российской Федерации после 1993 г. яснее заявило о своих притязаниях на контроль над памятью об этом герое. Особенно очевидным это стало 6 января 1995 г., когда Ельцин распорядился о праздновании 30 мая того же года 775-й годовщины со дня рождения Александра Невского. Указанию президента последовали Переславль-Залесский, Новгород, Псков и Санкт-Петербург, которые встретили этот памятный день под девизом «Венок славы Александру Невскому». При этом не имело значения, что среди исследователей нет единого мнения о точной дате рождения Александра Невского. Еще менее вызывал беспокойство вопрос о том, что в России нет традиции празднования дней рождения этого князя и святого. Традиционными праздничными днями были 23 ноября (ст. ст.), день его погребения во Владимире, и 30 августа, день перенесения его мощей в Санкт-Петербург. В советскую эпоху почитались дни 5 апреля и 15 июля, годовщины двух важных битв Александра.
      «Открытие» дня рождения Александра Невского в 1995 г. связано, очевидно, с тем, что в мае того же года по всей стране проходило празднование 50-летия победы в Великой Отечественной войне. Память об Александре Невском после войны установилась как неизменная составная часть дискурса о 1941—1945 гг. Так представился способ расширить календарь памятных дат мая 1995 г. днем рождения Александра Невского — еще одним «большим» историческим юбилеем. Совпадение памятных дат один из членов государственного комитета по проведению праздничных торжеств Юрий Мелентьев представил как символичное, как счастливый случай. Администрация президента искусно сумела использовать этот «случай» для своей политики исторической памяти.
      Посещая 3 мая 1995 г. только что выстроенный мемориал Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве, Борис Ельцин передал музею в качестве подарка массивный меч более чем двухметровой длины. Эфес меча украшен изображением Александра Невского. На клинке выгравированы известные слова, произнесенные героем фильма Эйзенштейна: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!» Работа тульских кузнецов экспонируется сегодня в музее в витрине зала Славы.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru