НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Михаил Задорнов

Записки Предсказамуса

концерт на тв

6

  WMA — 48kbps — 32Hz — Mono  



WMA

Запасной →

КОНЕЦ

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

 

При этом Александр Невский представлен школьникам не только как полководец, но вдобавок и как большой патриот, который более всего думал о русской земле. Тот факт, что он, будучи князем, принадлежал к социальной верхушке, в современных школьных учебниках больше не относится к его недостаткам. Подчеркивается, что Александр как великий князь был сильным и безжалостным правителем, что его политика проводилась жестокими методами, несмотря на внутриполитическое сопротивление. А.Н. Сахаров упоминает, например, без критических интонаций, что Александр в 1257—1259 гг. помогал монгольским завоевателям подавить новгородское восстание, направленное против переписи населения и обложения данью. Александр, по словам автора, осознавал, что Русь к этому времени еще не была в состоянии сбросить иго Орды. А вот о том, что Александр в 1252 г. занял великокняжеский престол с помощью монголов, он не упоминает вовсе.
      Во-вторых, на фоне растущего значения православия как элемента коллективной идентичности в современной России вряд ли может удивить тот факт, что при изображении Александра Невского в российских учебниках истории для школ вновь уделяется большое внимание истории церкви. Сахаров, например, считает необходимым упомянуть, что во времена Александра Невского в Сарае была основана православная епархия: «Она обслуживала религиозные потребности русских людей, которых немало скопилось в Орде».
      В-третьих, распад СССР оставил следы в школьных учебниках постсоветского времени. Героические дела Александра подаются теперь не под заголовком «Борьба русского народа и народов Прибалтики со шведскими и немецкими феодалами», а служат частью повествования о покорении и порабощении Руси монголами. Таким образом, Александр Невский был возвращен в рамочное повествование национального дискурса XIX столетия.
      В меняющемся контексте внутри повествования об Александре Невском вновь выросло значение завоевателей с Востока как образа врага. При этом заметно, что враги с Запада и с Востока теперь все чаще описываются как религиозные сообщества — «крестоносцы» или «мусульмане». Это может быть расценено как знак того, что русская мы-группа в современных дискурсах коллективной идентичности часто характеризуется как конфессиональная группа православных христиан.
      В этом пункте образ Александра Невского из современной школьной литературы соприкасается с его изображением в хрис-тианско-сакральном дискурсе, который сегодня снова может свободно развиваться после многих лет подавления и маргинализации. Первым шагом к оживлению православной традиции памяти было переиздание религиозных трудов дореволюционных авторов. Здесь следует отметить в первую очередь новую публикацию биографии Невского работы М. Хитрова 1893 г. Одновременно церковь уже несколько лет делает попытки приблизить население к практикам православного почитания святых и реликвий и объяснить значимость Александра Невского как святого. В текстах церковно-сак-рального дискурса Александр называется не военным героем, а именуется как «благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий» и почитается «ангелом-хранителем Русской земли». Не военным талантом выделялся Александр, но «с ранних лет отличался разумом, величественной красотой, правдолюбием, сострадательностью и благочестием». В борьбе со шведами Александр «уповал» на «помощь Божию», а перед битвой на Неве «долго молился в храме Святой Софии». Как князю Новгородскому и великому князю Владимирскому, ему выпало не только защищать Русь от «корыстных соседей» — шведов, немцев, литовцев, — он явил себя и «твердым защитником православия перед лицом идолопоклонников и католиков». Особое место в церковно-сакральном дискурсе о Невском находит тот факт, что князь незадолго до смерти принял монашество и умер в Городце как схимник Алексий. Так началась небесная жизнь Александра, в святости которого после «чудес духовной грамоты» не могло остаться никаких сомнений. Вера в «многообразные чудотворения» Александра и его «нетленные мощи» сегодня вновь относится к центральным элементам почитания князя как святого. В обращенной к святому молитве, в которой верующие описываются как часть мы-группы «православных христиан», к Александру взывают как к ходатаю за это сообщество перед Господним престолом:
      Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне, праведно венцем нетленным увенчанный, на небесех царствуеши, исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечному царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам.
      Память о святом почитается в церковные праздники 23 ноября и 30 августа. Центром религиозного культа Александра Невского опять является Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, где установлен его гроб. Перенос мощей из Владимира в Петербург в церковно-сакральном дискурсе служит центральным событием истории памяти святого, место нахождения гроба наряду с самим праздником является в религиозном восприятии одной из двух «агиографических координат».

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru