НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Михаил Задорнов

Третье ухо

концерт на тв

1

  mp3PRO — 56kbps — 22Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

То, что перезахоронение в начале XVIII в. означало не только перенесение гроба, но в то же время важный рубеж в религиозной истории памяти о святом, в церковных кругах не рассматривается как проблема. Носители церковно-сакрального дискурса сегодня, как представляется, хотели бы оставаться и в до-, и в послепетровской традициях. Это предположение напрашивается при взгляде на многообразие иконописных изображений святого, которые сегодня предлагаются для продажи в церковных лавках в России. Среди них можно найти Александра в образе монаха — в соответствии с самой древней из известных икон XVI в. — и такие, на которых святой изображен в облачении российского императора или в одеждах великого князя Московского. Наконец, распространены иконы, на которых элементы династически-императорского, национального и советского патриотического дискурсов сливаются в единый новый образ святого и представляют Александра грозным князем в императорской мантии с поднятым мечом в правой руке и со свитком — в левой. Эту множественность образов, казалось бы противоречащую строгой теории передачи прообраза, принятой в православном учении иконописи, нелегко объяснить. С одной стороны, ее можно истолковать как свидетельство потери ориентиров внутри православного сообщества верующих. С другой стороны, описанный здесь последний тип иконы можно интерпретировать как образное выражение синтеза различных концепций коллективной идентичности в соответствии с «патриотическим консенсусом».
      Сохранение памяти об Александре Невском в постсоветской России — функция различных акторов. Наряду с правительством Российской Федерации в дискурсе о средневековом князе участвуют администрации Новгорода, Пскова и Санкт-Петербурга, а также Русская православная церковь. Отдельные образы Александра Невского — полководца и патриота, местного князя и небесного покровителя — отвечают различным концептам коллективной идентичности: государственно-национальному, региональному и церковно-сакральному. Эти три концепта не конкурируют, но, напротив, взаимно дополняют друг друга. В качестве коллективного символа Александр Невский берет на себя весьма важную связующую функцию. Герой Невской битвы является идеальной интегративной фигурой в смысле «патриотического консенсуса». Он является одновременно знаком как дореволюционного, так и советского времени. Он репрезентирует обороноспособное государство и авторитарное политическое правление. Его биография подходит для проецирования как антизападничества, так и антиисламизма. В повествовании о его героических делах мы-группа может рассматриваться и как национальная общность русских людей, и как группа православных христиан. По всем этим причинам Александр Невский и сегодня причисляется в России к самым популярным фигурам отечественной истории.
      Это проявляется и в том, что его имя используется также российскими стратегами маркетинга как лейбл для сбыта товаров пищевой промышленности. Как петербургский ликеро-водочный завод «Ливиз», так и его псковский конкурент «Псковпищепром» поставляли на рынок водку марок «Александр Невский» и «Князь Александр Невский». При этом петербургский производитель выбрал в качестве иллюстрации на этикетке орден петровского времени, псковский завод — портрет Невского работы Павла Корина. Это еще раз показывает, что имя «Александр Невский» может пробуждать разнородные ностальгические мечты российских потребителей. Вхождение Александра Невского в мир товаров является совершенно новым феноменом в истории его памяти, который нельзя интерпретировать только лишь как умелую стратегию российских специалистов по рекламе. Вовлечением Александра в рыночные отношения капиталистической России наглядно знаменуется конец использования его как политического инструмента и начало игрового обращения с символическим наследием. Сегодня средневековый богатырь на рекламном плакате в петербургском метро провозглашает: «Наша взяла!» (цитата из фильма Эйзенштейна о Невском), но этот боевой клич больше не относится ни к фашистским завоевателям, ни к шведским феодалам: он обращен к западным конкурентам на рынке сливочного масла. Это послание сознательно обращено к патриотическим чувствам, пытаясь преобразовать антизападные настроения в покупательский спрос. Возможно, даже убежденный русский патриот оценит юмор этого плаката, а западный зритель его не испугается.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru