НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Михаил Задорнов

Третье ухо

концерт на тв

3

  mp3PRO — 56kbps — 22Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ Первый памятник — бюст Александра Невского — был установлен в 1959 г. поблизости от Ярославского дворца (ср. гл. 11.4). Второй — статуя работы скульптора И. Чернова — был воздвигнут в 1984 г. к 40-летию освобождения города от нацистов на набережной Волхова вблизи церкви святых Бориса и Глеба. Он отличается от статичных, военизированных памятников послевоенного времени определенной динамикой и легкостью. Александр Невский здесь изображен без шлема, в развевающемся на ветру плаще. См. об этом: Лаврук. Солнце Отечества.
      Новые памятники Александру Невскому после 1991 г. были установлены не только близ Пскова и в Новгороде. Также и город Курск с 2000 г. может похвастаться собственным монументом Александру Невскому, установленным на Красной площади в центре города. Статуя — работа скульптора Вячеслава Клыкова — была воздвигнута по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны и кавалеров военного ордена Александра Невского. Открытию памятника в октябре 2000 г. предшествовало переименование одной из центральных аллей и одной школы Курска (в августе 1999 г. и феврале 2000 г.) в честь Александра Невского. Памятник в Курске является хорошим примером «заделки» официальной памяти об Александре Невском в дискурс памяти о Великой Отечественной войне (ср. гл. 11.1 и 11.3). О памятнике в Курске см.: http://www.cofe.ru/blagovest/ article.asp?AID=1666 (Поиск в Интернете от 22.04.2003).
     
      48 После всесоюзных выборов съезда народных депутатов в апреле 1989 г. российский партийный ландшафт резко разделился на лагеря: либерально-демократический, национально-консервативно-антизападный и коммунистический. См.: Hildermeier. Geschichte der Sowjetunion. S. 1038.
     
      49 Белан. О, Русская земля.
     
      50 Там же.
     
      51 Рубцов. Он любил Отечество более чести. I
     
      52 Белан. О, Русская земля.
     
      53 Предисловие к статье: Гринев. Россия и Европа: век тринадцатый.
     
      54 Проханов. Битва Светлая.
     
      55 Эта точка зрения наиболее отчетливо представлена в трудах «неоевразийцев» или в текстах их предшественника Льва Николаевича Гумилева. Для них, как для «евразийцев» Вернадского и Клепинина (см. гл. 7.4), , Александр Невский является важной исторической и референтной фигурой. См.: Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб., 1992; Он же. Александр Невский и восточное христианство // Князь Александр Невский. С. 73— ' 78. См. об этом: Лурье. Ордынское иго и Александр Невский. С. 124 и да- j лее. Также и оба ключевых текста «евразийцев» были переизданы в нача- j
     
      ле 90-х: Клепинин. Святой и благоверный князь Александр Невский. М., 1994; Вернадский Г.В. Два подвига св. Александра Невского // Наш современник. 1992. № 3. С. 151—164. Как и Вернадский, Гумилев одобряет решение Александра заключить союз с монголами и сражаться с католическим Западом. Александр признал, что «монголы-несторианцы» «на уровне суперэтнических отношений» русским несколько ближе, чем католики. Он также представляет тезис о том, что монголы спасли Русь от нападений с Запада. Там, где агрессия Запада не сдерживалась, на территории сегодняшней Западной Украины и Белоруссии, «русская культура пошла по совершенно иному пути, который отнюдь нельзя признать оптимальным для русского населения». (Гумилев. Александр Невский и восточное христианство. С. 78).
     
      56 Белан. О, Русская земля.
     
      57 См.: Проханов. Битва Светлая. Также и заключительная речь героя фильма «Кто с мечом к нам...» цитируется некоторыми авторами как аутентичное высказывание. См.: Белан. О, Русская земля; Мелентьев. «Скажите всем, что Русь жива...». См. также полотно С.Н. Присекина «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Фрагмент картины см. на титульном листе «Военно-исторического журнала» (1997. № 2).
     
      58 Лаврук. Солнце Отечества.
     
      59 Рассматривая приграничные споры между Россией и независимой Эстонией, Кардашов упоминает, что не только Тевтонский орден в XIII в. посягал на Изборск: «Нелишне будет упомянуть, что ныне эстонские националисты предъявляют претензии на обладание Изборском» (Кардашов. Ледовое побоище. С. 6). Тремя годами позже Мелентьев в «Правде» с гневом писал, что памятник во Пскове сегодня в особенности актуален, поскольку «нежданно-негаданно [он] оказался на государственной границе России и Эстонии, которая спит и видит членство в НАТО. Так могучий памятник встал здесь... вовремя и прочно» (Мелентьев. «Скажите всем, что Русь жива...»).
     
      60 Также Зубкова и Куприянов приходят к выводу, что РФ стала наследницей как Российской империи, так и СССР. При этом они полагают, что может наблюдаться преобладание дореволюционных символов. См.: Зубкова, Куприянов. Возвращение к «русской идее». С. 325.
     
      61 К истории государственных национальных символов России см.: Соболева, Артамонов. Символы России.
     
      62 Председатель Геральдического совета при Президенте РФ Георгий Вилинбахов в одном из своих интервью подчеркнул, что он не видит никакой проблемы в комбинировании новой российской и старой советской государственной символики. По его словам, «история любит соединять несоединимое» (Время МН. 2001. 16 марта. № 46 (657). С. 8).
     
      63 В то время как 9 мая в неизменном виде как «День Победы» был перенесен в новый государственный календарь праздников Российской Федерации, 7 ноября, прежде «День Великой Октябрьской социалистической революции», праздновался до 2004 г. как «День согласия и примирения», а 1 мая празднуется как «День весны и труда» (Зубкова, Куприянов. Возвращение к «русской идее». С. 305).
     
      64 Дума, в которой большинство было представлено коммунистами и националистами, в марте 1999 г. проголосовала за возвращение музыки гимна СССР 1944 г. композитора А. Александрова. В Новый, 2002-й, год старый гимн, снабженный новым текстом, впервые прозвучал по государственному телевидению России.
     
      65 О памяти о Великой Отечественной войне в постсоветской России см. особ.: Langenohl A. Erinnerung und Modernisierung. Die offentliche Rekonstruktion politischer Kollektivitat am Beispiel des Neuen Russlands. Gottingen, 2000. Значимость культа космоса для официальной саморепрезентации России была хорошо видна на российском стенде на выставке «Экспо-2000» в Ганновере.
     
      66 См.: Зубкова, Куприянов. Возвращение к «русской идее». С. 308. В качестве примера здесь может быть названо (новое) учреждение ордена Святого апостола Андрея Первозванного в 1998 г. Впервые орден Св. Андрея был учрежден Петром I в 1698 г. См. гл. 5.2.
     
      67 Зубкова, Куприянов. Возвращение к «русской идее». С. 309.
     
      68 Цит. по: Bremer. Religion und Kirche. S. 257.
     
      69 Весной 1991 г. Борис Ельцин в качестве Президента РСФСР впервые принял участие в праздновании православной Пасхи. См.: Scherrer J. Das Erbe. S. 26.
     
      70 См. об этом: de Keghel I. Die Moskauer Erloserkathedrale als Konstrukt nationaler Identitat. Ein Beitrag zur Geschichte des «patriotischen Konsenses» 11 Osteuropa 1999. Bd. 49. S. 145-159.
     
      71 Dunlop J.B. Orthodoxy and National Identity in Russia // Identities in Transition / Ed. V.E/ Bonnell. P. 127; Strieker G. Das Moskauer Patriarchat im Zeichen des neuen Nationalismus // Osteuropa 1998. Bd. 48. S. 271—272.
     
      72 Bremer. Religion und Kirche. S. 256.
     
      73 Dunlop. Orthodoxy and National Identity in Russia P. 118—119; Strieker. Das Moskauer Patriarchat im Zeichen des neuen Nationalismus. S. 270; Scherrer. Das Erbe. S. 26.
     
      74 Simon G. Auf der Suche nach der «Idee fur RuBland» // Osteuropa 1997. Bd. 47. S. 1170; Юрков А. О чем звонят колокола: Субъективные заметки // Российская газета. 1996. 30 июля. № 142 (1502). С. 1. См. об этом также: Ignatow A. Nabelschau auf allerhochste Anweisung. Der Wettbewerb um die «neue russische nationale Idee» tritt in die zweite Phase ein // Aktuelle Analysen des Bundesinstituts fur ostwissenschaftliche und internationale Studien 18/1997; Uhlig Chr. Nationale Identitatskonstruktionen fur ein postsowjetisches RuBland // Osteuropa 1997. Bd. 47. S. 1191—1206; Dokumentation. «RuBland: Eine nationale Idee per Preisausschreiben» // Osteuropa-Archiv. 1997. Bd. 12. A 483 — A 498; Urban M. Remythologising the Russian State // Europe-Asia Studies. 1998. Vol. 50. P. 969; Mettke J.R. Was soli aus uns werden // Der Spiegel. 1999. № 2. S. 136-140.
     
      75 Судаков Г. Шесть принципов русскости, или Когда в России появится праздник Датского королевства? // Российская газета. 1996.17 сент. С. 4.
     
      Судаков подчеркивает относительность значения Запада как разграничителя для представления о «русскости» в своей статье: Свойство беспокойной русской души // Российская газета. 1997. 11 февр. С. 4.
     
      76 См.: Зубкова, Куприянов. Возвращение к «русской идее». С. 316.
     
      77 См.: Там же. С. 310, 325. Об образе Александра Невского в российских школьных учебниках постсоветского времени см. ниже.
     
      78 См.: Simon G. Auf der Suche nach der «Idee fur RuBland». S. 1171ff.
     
      79 Ю. Шеррер указывает на то, что новый учебный предмет «культурология» в особенности транслирует представления о русской «самобытности» и «русскости» (ScherrerJ. Das Erbe: Geschichte und Gesellschaftskultur. S. 29—30; Idem. Kulturologie. RuBland auf der Suche nach seiner zivili-satorischen Identitat. Gottingen, 2003.
     
      80 Simon G. Auf der Suche nach der «Idee fur RuBland». S. 1189. См. также: Chubova D. Reanimierung der kollektiven Erinnerung jenseits der aka-demischen Geschichtswissenschaft // Hg. I. Oswald u.a Sozialwissenschaft in RuBland. Bd. 1. Berlin, 1996. S. 209.
     
      81 См.: Simon G. Auf der Suche nach der «Idee fur RuBland». S. 1175—1176. Для продвижения гражданского (не этнонационального) концепта «российской нации» в особенности много сделал этнолог В.А. Тишков. См. об этом: UhligChr. Nationale Identitatskonstruktionen. S. 1204—1205; Tolz. Russia P. 249ff. В Законе о гражданстве Российской Федерации (28.11.1991) гражданство не определяется ни языковым, ни этническим критерием. См.: Tolz• Russia P. 253.
     
      82 См.: Urban М. Stages of Political Identity Formation. S. 150. Тягу к символам империи и ее авторитарной власти можно наблюдать также в историческом сознании русских в середине девяностых годов. См.: Зубкова, Куприянов. Возвращение к «русской идее». С. 303.
     
      83 См.: Tolz. Russia P. 70, 129.
     
      84 См.: Urban М. Stages of Political Identity Formation. P. 149ff.
     
      85 de Keghel. Die Moskauer Erloserkathedrale. S. 159. Симон подчеркивает, что «темные страницы» истории советской власти в патриотическом историческом дискурсе вновь тенденциозно замалчиваются. См.: Simon G. Auf der Suche nach der «Idee fur RuBland». S. 1178.
     
      86 См. об этом: Sperling W. «Erinnerungsorte» in Werbung und Marketing. Ein Spiegel der Erinnerungskultur im gegenwartigen RuBland? // Osteuropa 2001. Bd. 51. S. 1321-1341.
     
      87 Указ № 16 «О праздновании 775-летия со дня рождения Александра Невского». Цит. по: Бегунов, Кирпичников. От редакторов. С. 10.
     
      88 См. об этом гл. 2.1.
     
      89 Автору известен только один документ 1990 г., который позволяет сделать вывод о том, что «день рождения» Александра привлекал к себе внимание еще до 1995 г. См.: Соколов Ю.Ф. За землю русскую: К 770-летию со дня рождения Александра Невского. М., 1990.
     
      90 Мелентьев Ю.С. «Венок славы Александра Невского» // Блистающий славой и добродетелью. Российская выставка детского рисунка. Каталог.
     
      775-летию Александра Невского посвящается / Ред. Т. Бедоева, В. Векшин. М., 1996. С. 7.
     
      91 Александр Невский присутствует в памятном ансамбле на Поклонной горе еще в одном месте: в памятнике «Защитникам земли российской» он является представителем средневековой истории рядом с солдатами — участниками Отечественной войны 1812 года и красноармейцами. Ил. с обложки журнала «Ориентир: Журнал Министерства обороны России» (1999. N° 5).
     
      92 См. об этом: Мелентъев. «Венок славы Александра Невского» // Блистающий славой и добродетелью. С. 5—8.
     
      93 Там же. С. 8.
     
      94 Там же. С. 7.
     
      95 См. сборники материалов: Александр Невский и история России. Материалы историко-философских чтений, посвященных 775-летию со дня рождения Александра Невского. Иваново, 1995.
     
      96 См.: Плугин В. Тайные службы Александра Ярославича // Наука и религия. 1995. № 6. С. 36—41; Мелентъев. «Скажите всем, что Русь жива...»; Мезенцев Е. Солнце земли русской // Патриот. 1995. № 29. С. 8—9; Зверев Ю. Ледовое побоище происходило на суше // Техника и оружие. 1995. № 1. С. 20—22; Пашуто. Александр Невский. М., 1995 (новое изд.); Князь Александр Невский: Материалы / Ред. Бегунов, Кирпичников; Князь Александр Невский и его эпоха / Ред. Бегунов, Кирпичников.
     
      97 Зубкова, Куприянов. Возвращение к «русской идее». С. 302. В список вошли Петр I, Ленин, Пушкин, Сталин и т.д.
     
      98 Напр.: Дегтярев А.Я. Заступник Отечества. Л., 1990 (тираж: 100 000); Тихомиров О.И. (текст), Пашков Б.П. (иллюстрации). Битва на Неве. М., 1993 (тираж: 70 000); Пятова Г.В. (текст), Кривенко B.C. (иллюстрации). Александр Невский. М., 1993. (Серия: «Заступники земли русской»).
     
      99 Макарихин В.П. Витязь Северной Руси. Повествование об Александре Невском. М., 1993; Ян В.Г. К последнему морю. Роман. Юность полководца. Повесть об Александре Невском. М., 1994; Мосияш С.П. Алек-: сандр Невский. Трилогия. Кишинев, 1988 (последующие изд.: 1988, 1994,; 1998, первое изд.: 1982); Субботин А.А. За землю русскую. М., 1999 (Серия:, «Слава русского оружия в романах», Т. 1: Ледовое побоище) (первое изд.:1 1957); Югов А.К. Ратоборцы. М., 1993 (первое изд.: 1949). См. также: Белов В.И. Князь Александр Невский. Пьеса в трех действиях // Современная драматургия. 1988. № 1. С. 113—152. Эти тексты, которые не могут быть, к сожалению, проанализированы в рамках данной работы, заслуживают отдельного исследования.
     
      100 См., напр.: Ворожейкина Н.И., Соловьев В.М., Студеникиин М. Т. Рассказы по родной истории. Учебник для V класса общеобразовательных учреждений. М., 1997. С. 57—60; Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник для X класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998. С. 159—164.
     
      101 Как и прежде, особое внимание уделяется его тактике в сражении на льду Чудского озера. Иллюстрации расстановки его войска в этой бит-
     
      ве см.: Ворожейкина Н.И. и др. Рассказы по родной истории. С. 58; Сахаров А.Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века. С. 163. Там приводится известный еще с советских времен контрольный вопрос: «В чем проявилось полководческое искусство Александра Невского?..» (Там же. С. 167).

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru