НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Михаил Задорнов

ЭТОТ БЕЗУМНЫЙ, БЕЗУМНЫЙ МИР

телевизионный концерт

5

  mp3 — VBR — 22Hz — Mono  



MP3

КОНЕЦ

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

Наряду с эксплицитными ссылками на современные военные события, в текстах об Александре Невском и битве на льду Чудского озера находится значительное число имплицитных намеков на план «Барбаросса». Повествование об Александре Невском развивалось в годы Великой Отечественной войны в аллегорический нарратив о войне на уничтожение, которую вел вермахт в СССР. Прошлое служило не только резервуаром исторических примеров, но было одновременно и важным фоном для восприятия и описания современности. В апреле 1942 г., например, во многих газетах и журналах наряду с отчетами о кровавой оккупационной политике фашистов были опубликованы статьи, посвященные 700-летней годовщине Ледового побоища. Рыцари Тевтонского ордена, вытеснившие на задний план все другие группы врагов в пропагандистских сочинениях об Александре Невском — также и «внутреннего врага», — все больше походили на солдат нацистской Германии. Несомненно имея перед глазами мировоззренчески мотивированный военный поход вермахта против «еврейского большевизма» и «славянских недочеловеков [Untermenschentum]», авторы дискурса об Александре Невском характеризовали военные цели рыцарей ордена XIII в. помимо прочего как расистские. Рыцари, на которых Новиков возлагает ответственность еще и за нападение шведов в 1240 г., были полны ненавистью «к русской земле, ко всему русскому». «Унизим словенский язык! Все люди словенские обратим себе в работу!» — призывали «мастера убийства и грабежа» в сочинениях об Александре Невском начала сороковых годов. Согласно Пичете, немецкие рыцари «не скрывали своих планов порабощения и уничтожения русского народа как отдельного нацио-нально-культурного целого». Также описание ведения войны Тевтонским орденом однозначно отмечено восприятием оккупационной политики вермахта. В.В. Данилевский, чья работа об Александре Невском получила, пожалуй, наибольшее распространение в годы Великой Отечественной войны, характеризует рыцарей ордена как варварских грабителей, убийц и насильников:
      Стон стоял по всей истерзанной немецкими хищниками Псковской земле. Огни пожаров озаряли руины сел и деревень. Немцы грабили и истребляли население, не щадя детей и стариков. В лесных дебрях прятались псковские женщины от немецких насильников. Немцы захватывали и вывозили все, что попадало им под руку: утварь, одежду, продукты. Враги шарили по закромам... обыскивали погреба, грабили церкви и монастыри. Опьянев от крови, все более и более наглел немецкий зверь. Протянулась разбойничья рука к землям новгородским, сея смерть и разрушение.
      Это описание немецкой оккупационной политики полностью находится под влиянием советской ежедневной прессы. Полгода спустя после немецкого нападения газета «Правда» в подобном же духе осуждала «фашистских варваров» за их изуверские преступления по отношению к людям и культурным ценностям СССР:
      Так всюду, где проходят немцы по нашей стране, за ними стелется зловонный дым пожарищ, в которых гибнут культурные сокровища... Гитлер и его банда поставили своей задачей прекратить культурное развитие русского народа, как и других советских народов, как и всех славянских народов... Фашистские погромы культуры входят составной частью в общую разбойничью программу Гитлера и его банды... Фашистские погромы сопровождаются всюду массовым изнасилованием советских женщин, потому что понятия женской чести и человеческого достоинства так же чужды и враждебны Гитлеру и его банде, как чужды и враждебны понятия культуры.
      Александр Невский и советская военная пропаганда В соответствии с требованием Сталина, чья речь 7 ноября 1941 г. цитировалась в многочисленных «окопных» изданиях, солдаты Красной армии должны были «воодушевляться» образами великих предков. Тексты, предназначенные для того, чтобы сообщить красноармейцам соответствующую картину истории, были насквозь проникнуты лозунгами и словами злободневной пропаганды. Авторы брошюр об Александре Невском приспосабливали историю к актуальным идеологическим потребностям и представляли прошедшее как прототип настоящего и будущего. Так, они внушали своим читателям, что провозглашаемый военной пропагандой путь еще в 1242 г. привел к победе. Как сегодня «великий советский народ... единодушно и сплоченно поднялся за социалистическую родину» (согласно общей мысли текстов об Александре Невском), так в XIII в. «русский народ», чьи «доблесть, мужество и величайший патриотизм... спасли нашу страну от порабощения и национальной гибели», преградил путь своему врагу. «Советский народ» сегодня «борется с коварным и сильным в военно-техничес-ком отношении врагом», заявлял Пичета. Уже в победоносной битве на льду Чудского озера «слабо и примитивно вооруженный . русский народ» противостоял сильному противнику. Частью вооруженные еще луками, наконечники стрел которых были из камня, русские сражались «с закованным в броню... и хорошо обученным врагом» с «клинками из рейнской стали». Эта стилизация повествования о битве на Чудском озере целила, без всякого сомнения, в страшный образ непобедимого, вооруженного крупповской сталью вермахта, деморализовавшего в первые два года войны солдат Красной армии. Точно так же будут побиты и фашисты, уверяет Данилевский в своем тексте 1942 г. и преподносит непобедимость вермахта уже развеянным мифом. Решающим фактором в победе русских воинов в 1242 г. была «несокрушимая вера в победу, непоколебимое презрение к смерти и великая ненависть к врагу». Цитируя один из советских пропагандистских плакатов, Данилевский вкладывает в уста своего героя Александра Невского призыв: «Кровь за кровь, смерть за смерть!» Отвечая ему, солдаты XIII в. следуют требованию Сталина «бороться до последней капли крови», прозвучавшему 28 июля 1942 г.: «Победить или умереть!»

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru