НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Михаил Задорнов

ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП

телевизионный концерт

4

  mp3 — VBR — 22Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

Советский патриотизм в первой половине сороковых годов все больше приобретал черты имперского национализма великорусского образца. Официально он прославлялся как «естественное продолжение русского патриотизма» (по словам Эренбурга).
      Лозунги социализма временно пришли в негодность: призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» исчез в декабре 1941 г., уступив на советских плакатах и листовках место новому девизу «Смерть фашистским'захватчикам!». Символом новой патриотической линии являлся новый Государственный гимн СССР, взывавший к «единому, могучему Советскому Союзу» как единственному наследнику «Великой Руси». Он заменил собой «Интернационал» решением правительства в декабре 1943 г. Наряду с Александром Невским в советской военной пропаганде в качестве фигур самоидентификации были использованы почти исключительно русские личности. Только в великорусской истории можно было найти фигуры и события, которые одновременно не могли служить символами движений за национальную независимость внутри СССР. Официальная история СССР репрезентировалась как продолжение национальной истории России времен империи. Этот подход использовался даже для того, чтобы сообщить другим живущим в СССР этносам их «собственную» историю. Даже те советские граждане, для которых русский язык не был родным, должны были в годы войны познакомиться с героями русской истории как фигурами самоидентификации. Так, в 1941—1945 гг. появились многочисленные брошюры об Александре Невском также на других языках народов СССР.
      Использование Александра Невского в пропаганде по всему СССР указывает на национализацию советской идеологии в годы войны. Процесс национализации оказал одновременно воздействие и на саму память об этом герое. Во всех брошюрах, пропагандировавших память о князе между 1941 и 1945 гг., мы-группа XIII в. описывалась как национальная общность «русского народа», а битва 1242 г. — как «общерусское национальное дело». Никто из авторов не допускал сомнения в том, что «русский народ» тогда сражался не только за свою землю, но одновременно «за свою национальную культуру, обычаи, религию, за национальную свободу». В XII—XIII вв. русский народ вместе с другими составлял «единый фронт славянских народов... против немецких феодальных хищников». Национализированный советский патриотический дискурс об Александре Невском опирался на традицию дореволюционного русского национального дискурса. Описание «славянских народов» как «миролюбивых» и «свободолюбивых» напоминает тексты национального дискурса XIX в., навеянные сочинениями Гердера. В текстах дискурса об Александре Невском военных лет мы-группа настоящего, «советский народ», конструируется как наследник мы-группы прошлого, «русского народа». Как в XIII в. «русский народ» сражался за свою «национальную и политическую независимость», так и теперь «советский народ» боролся за свою «свободу и независимость».
      Тезис о «вечном немецком натиске на Восток» создавал в советских патриотических текстах об Александре Невском обосновывающий соединительный элемент между событиями XIII в. и современностью. Этот прием воспроизводил «тезис непрерывности» в пропаганде национал-социализма — хотя и с обратным знаком. Однако эти идеологические формулы различались между собой в одном решающем пункте. В то время как национал-социалистская пропаганда призывала своих солдат к борьбе против «неполноценной расы славян», в призывах советской стороны отсутствовало объявление войны всему «германскому народу». Авторы советского патриотического дискурса об Александре Невском, правда, описывали противников «русского народа» XIII в. в национальных категориях — как «немецких разбойников», «немецких хищников», «немецких зверей» и «немецких насильников», но нынешний враг, напротив, не определялся в первую очередь как этническая группа.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru