НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Михаил Задорнов

ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП

телевизионный концерт

6

  mp3 — VBR — 22Hz — Mono  



MP3

КОНЕЦ

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

Возвращение религиозных черт в дискурс об Александре Невском следует, по-видимому, отнести на счет сближения государства и Русской православной церкви (РПЦ) после немецкого нападения. За десять дней до 3 июля 1941 г., когда Сталин обратился по радио с речью к советскому народу, местоблюститель патриаршего престола Сергий, митрополит Московский и Коломенский, 22 июня 1941 г. призвал в своем послании «пастырей и пасомых Христовой Православной церкви» к борьбе против «фашиствующих разбойников». Перед лицом угрозы оккупации церковные иерархи умерили свою неприязнь к коммунистическому руководству страны и поддержали его усилия к защите отечества. Тем, что православная церковь вновь могла открыто выступать как один из представителей в дискурсе об Александре Невском, она была обязана новым внутриполитическим «свободам», обусловленным войной с Германией. В осажденном Ленинграде митрополит Алексий в своих проповедях ободрял горожан, упоминая в молитвах св. Александра Невского — небесного покровителя города. 10 августа 1941 г. в его молитве прозвучала мысль о том, что Дмитрий Донской и Александр Невский одержали свои победы не только благодаря своему патриотизму: решающей была все же вера русского народа в Божью помощь в борьбе за справедливое дело.
      Активные призывы церкви к защите «священных границ нашего отечества» (слова митрополита Сергия), достигшие своего апогея в ноябре 1942 г., когда глава православной церкви приветствовал Сталина как «Богом помазанного вождя», не только поощрялись коммунистическим руководством страны, но рассматривались им как предложение коалиции и поддерживались. С лета 1941 г. православная церковь в СССР могла действовать относительно беспрепятственно. С началом войны государство приостановило антицерковную пропаганду. В действовавших православных церквях можно было служить литургию, зачитывать послания Сергия и собирать деньги на защиту отечества. 4 сентября 1943 г. главные представители церкви даже добились у Сталина разрешения на восстановление сана патриарха.
      К этому радикальному повороту в церковной политике Сталина и ВКП(б) должны были привести прежде всего чисто прагматические причины. В первую очередь речь шла о том, чтобы противопоставить «религиозно дружественной» пропаганде немецких оккупационных властей на захваченных западных территориях СССР знак религиозной толерантности на собственной земле. Во-вторых, посредничество РПЦ и англиканской церкви должно было подвигнуть союзников на открытие второго фронта против национал-социалистской Германии. В конце концов коммунистическое руководство страны само выиграло от коалиции с церковью. Призыв духовенства к религиозным чувствам населения обещал укрепить боевой дух солдат и упрочить лояльность населения существующей политической системе. При этом советская пропаганда не уступила церкви ни пяди на поле религиозной риторики. В той мере, в какой словоупотребление в официальных сообщениях церкви приблизилось к советской пропаганде, религиозные терминология и символика вошли в официальное государственное словоупотребление. Затронут этой тенденцией оказался и советский патриотический дискурс об Александре Невском.
      Национализацию, милитаризацию и ресакрализацию дискурса об Александре Невском в годы Великой Отечественной войны лучше всего можно проследить по тому произведению живописи, которое должно было в значительной мере создать в последующие десятилетия у населения СССР образное представление об облике героя — на центральной картине триптиха «Александр Невский» работы Павла Дмитриевича Корина (1892—1967)127. Написанная маслом картина была выполнена в 1942—1943 гг. для художественной выставки под названием «Великая Отечественная война». Павлу Корину, художнику, происходившему из семьи иконописца и с 1925 по 1937 г. писавшему преимущественно на темы, связанные с русским православием, было поручено создать эту картину летом 1942 г., вскоре после учреждения ордена Александра Невского. То, что художник, более десяти лет работавший над монументальным групповым портретом православного духовенства («Реквием», или «Русь уходящая»), получил это государственное задание, может быть расценено как еще один знак сближения церкви и государства в годы Великой Отечественной войны. На полотне размером более человеческого роста Корин не просто создал первый советский портрет Александра Невского после его реабилитации в 1937 г. Он одновременно стал творцом произведения, которое, наряду с фильмом Эйзенштейна, можно причислить к самым известным и влиятельным артефактам советского патриотизма, относящимся к дискурсу об Александре Невском. Картина Корина находится в Третьяковской галерее в Москве. Вплоть до девяностых годов она перепечатывалась в советских (а затем соответственно российских) школьных учебниках; в 1967 г., к 25-й годовщине своего создания, она даже украсила специальный выпуск советских почтовых марок.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru